Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Конспект коррекционного занятия по предмету
«Альтернативная коммуникация» на тему:
«Домашние животные»
Учитель: Шанина Н.В.
2017 г.
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации( «Чтение» изображений). Звукоподражание. Имитация движений. Символ (пиктограмма) – собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья. Использование в общении жестов, символов, картинок.)
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование представлений о внешнем виде домашних животных. Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья; мычит, мяукает, лает, хрюкает).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, заботливости, навыков сотрудничества.
Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Оборудование: Презентация «Домашние животные», предметные картинки, символы - пиктограммы домашних животных, задания, простой карандаш .
Ход занятий
I. Вводная часть.
Сели красиво, отвечайте:
Руки на месте? На месте,
Ноги на месте? На месте,
Локти у края? У края,
Спинка прямая? Прямая.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Итак, я вижу, все готовы слушать меня внимательно, начинаем наше занятие.
II. Основная часть
Сегодня 29 января, тема нашего занятия «Домашние животные».
Задание 1.
Послушайте загадки о животных:
- Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.(кошка)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.(собака)
- Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (свинья)
- Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам
Молоко даёт.(корова)
- С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт.(коза)
- Не овечки, не коровки.
На ногах у них подковки.
Могут мчаться без оглядки.
Это — резвые…(лошадки)
Давайте ещё раз назовём их.
Задание 2. «Угадай, чей голос». Послушайте и угадайте, чей это голос?
Задание 3. «Угадай, чей детёныш?»
Задание 4. Упражнение «Проведи дорожку к дому».
Проводите, пожалуйста, животных (домашних и диких) в то место, где они живут. Нарисуй карандашом дорожку от животного в специальный дом, построенный человеком, вспомните, как он называется, или в лес.
Домашние животные живут рядом с человеком, рядом с домом. Поэтому они называются домашние животные. А в лесу живут дикие животные.
Задание 5. Д/и « Кто лишний». Уточнение названия знакомых домашних и диких животных.
Найдите лишнюю картинку, объясните, почему здесь она не подходит.
Физминутка
Давай отдохнем, немного разомнемся
Чтение стихотворения с выполнением движений.
Села кошка под кусточек
Сыра скушала кусочек
Встала кошка, потянулаь,
Её шёрстка развернулась.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежала кошка вон…
Задание 6. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке
Давайте вспомним, что же такое пиктограмма - это знак или символ предмета, в нашем случае это символы животных.
Давай проверим, правильно ли вы их запомнили.
- Покажите, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой). (упр. 1)
- Найдите одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые). (упр. 2)
- Покажите пиктограммы, где животные издают голоса (выбор нужной пиктограммы). (упр. №3)
-Подберите пару (пиктограмма с животным и пиктограмма, где животное издаёт голос)
Задание 8
Составим из картинок (пиктограмм) предложение про кошку и прочитаем его.
(упр. №4)
Кошка ловит мышей.
Кошка ест рыбу.
Самостоятельная работа: ( упр. №5)
Кошка ловит мышей.
Собака лает на кошку.
Кошка убегает от собаки.
III. Итог занятия
1. Проверка усвоения материала
О чём мы сегодня говорили?
2. Рефлексия
Перед вами на столе лежат 2 смайлика. Посмотрите внимательно и выберите тот, который вам подходит.
1 смайлик - Я доволен своей работой. Мне все понятно. Мне всё понравилось!
2 смайлик - Я затруднялся. Не всё у меня получалось. Но в следующий раз получиться!
Занятие закончено!