Конспект логопедического занятия: «Дифференциация букв и звуков «К» - «Г»
во 2 - ом классе общеобразовательной школы.
Коррекционно – образовательные задачи:
закрепление знаний детей о буквах К – Г;
закрепление умения различать звуки «К» - «Г»;
формирование умения дифференцировать буквы К – Г;
обогащение словарного запаса.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие фонематического восприятия;
развитие логического мышления;
развитие зрительного восприятия;
развитие навыков звукового анализа;
развитие зрительно-моторной координации;
развитие пространственной ориентации.
Коррекционно – воспитательные задачи:
формирование умения слушать учителя, товарища, отвечать на вопросы развернутыми предложениями;
развитие коммуникативных качеств, навыков работы индивидуально, в парах, в коллективе;
воспитание активности и самостоятельности.
Оборудование: разрезные картинки, таблица «звуки - буквы», «алгоритм», картинки для обводки, карточки с буквами, чистоговорки на «К» и «Г», гимнастика для глаз, карточки символы, разноуровневые задания на карточках, «живые мнемотаблицы» «Огород» А. Яранова и С. Полетавкина, карточка с домашним заданием.
Ход урока:
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. А один из гостей принес конверты. Давайте посмотрим, что в них? Соберем картинки.
(В конвертах части разрезных картинок. Дети работают в группах: собирают разрезные картинки.)
Сообщение темы урока:
- Посмотрите внимательно на картинки, назовите, что изображено?
Первый ряд называет:
- Гном, груши, гуси, гвоздики, гриб, гусеница, грабли.
- А что общего между этими словами? С какой буквы начинаются все эти слова?
- Все слова начинаются с буквы Г.
Второй ряд называет:
- Кот, качали, колодец, крот, Карлсон, кенгуру, краски, кубики.
- А что общего между этими словами? С какой буквы начинаются все эти слова?
- С буквы К.
-Правильно ребята, кто догадался, какие буквы мы сегодня будем учиться различать?
- Мы будем различать буквы «К», «Г».
- Что мы знаем о буквах?
- Буквы – мы видим и пишем.
- Что мы знаем о звуках?
- Звуки мы произносим и слышим.
Садимся за парты.
Работаем с карточками «алгоритм»
- Звук «К» - согласный, глухой, может быть мягким, и твердым, парный, на письме обозначается буквой К.
- Обведите картинку, в которой звук «К» твердый, - кот; мягкий – кит.
- Докажите, почему в слове «кот» звук «К» твердый?
- Потому что после согласного стоит звук «О», это гласный звук первого ряда, который делает согласный твердым.
Докажите, почему в слове «кит» звук «К» мягкий?
- Потому что после согласного стоит звук «и», это гласный звук второго ряда, который делает согласный мягким.
- Звук «Г» - согласный, звонкий, может быть мягким, и твердым, парный, на письме обозначается буквой Г.
- Обведите картинку, в которой звук «Г» твердый, - гусь; мягкий – гитара.
- Докажите, почему в слове «гусь» звук «Г» твердый?
- Потому что после согласного стоит звук «У», это гласный звук первого ряда, который делает согласный твердым.
Докажите, почему в слове «гитара» звук «Г» мягкий?
- Потому что после согласного стоит звук «И», это гласный звук второго ряда, который делает согласный мягким.
- Что общего у звуков?
- Они согласные, могут быть мягкими, и твердыми, парные.
- Чем отличаются?
- «К» - глухой, «Г» звонкий. На письме обозначаются разными буквами.
- Ребята, покажите, как нужно правильно поставить язычок, чтобы четко выговаривать эти звуки.
Губки улыбаются;
Рот приоткрыт;
Корень язычка отодвигается назад, произносим и показываем ручкой положение язычка.
- Давайте вспомним, как пишутся эти буквы?
Но, сначала, подготовим глазки.
Гимнастика для глаз.
Игра: «Зеркальце». Обведите на карточке все верно написанные буквы. Сосчитайте, сколько букв у вас получилось? «К» - 7, «Г» - 8.
*Ученик с пониженным зрением – выкладывает по контуру на карточке, из счетных палочек буквы «К», «Г»
Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо – не согнусь.
За работу я возьмусь.
- В первой строке запишем слоги с буквой «К» и гласными первого ряда.
- Во второй – «Г», с гласными второго ряда.
-Какие слоги вы записали?
Учитель на доске, дети в тетради. *У ученика с пониженным зрением карточка на парте.
Обведите слоги, в которых звук «Г» - мягкий, зеленой пастой или карандашом.
Чтение чистоговорок. Каждый ученик читает по строчке.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Работа с карточками символами:
- Я буду называть слова, а вы если услышите звуки К, Кь, Г, Гь покажите карточку символ этого звука.
- Корова, гусь, гитара, гиря, снежок, кит, яблоко, сумка, гриб, кеды, бегемот, круги.
Живые мнемотаблицы. Назовите слова, со звуком «К», назовите слова со звуком «Г».
- Чтобы пальчики хорошо писали, поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог. (встряхнуть кистями)
Кот испек себе пирог. ("пекут" - хлопки)
А пока лепил и пек, (хлопки)
ручейком пирог потек. (плавные движения руками)
Пироги себе пеки не из снега, из муки. (погрозить пальцем)
Разноуровневые задания. Составление словосочетаний.
- На карточках:
1. Цееб Даниил.
Вставьте пропущенные буквы «К» или «Г» и запишите словосочетания:
Холодный сне .
Пушистый . от
Тяжелая .иря
Ядовитый . риб
Рыжая . орова.
2. ученик с пониженным зрением.
Спиши слова в 2 столбика
К Г
Капуста огурцы
Лук горох
Свёкла груша
3. Все остальные, запишите слова из стихотворения в 2 столбика:
К Г
свекла огород
картофель горох
репка год
круглый грядка
Проверка выполнения заданий. Устная оценка.
Физминутка:
У котяток шерстка шерстка
Собери пословицу:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Магнитами показать твердые и мягкие звуки, которые мы сегодня различаем.
Итог урока:
- Чему мы сегодня учились?
Ответы детей.
Оценка. Отметка.
Д. З. Пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
К К
К К
К К
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Га – га – га – у коровы есть рога,
Ге – ге – ге – и копыта на ноге,
Ги – ги – ги – кто имеет две ноги?
Гу – гу – гу – гусь пасется на лугу.
Ки – ки – ки – пирогов нам напеки.
Ок – ок – ок – румяный пирожок.
Ка – ка – ка – кто хочет пирога?
Ке – ке – ке – пирожок держи в руке.
Г Г
Г Г
Г Г
К К
К К
К К
Г Г
Г Г
Г Г
Вставьте пропущенные буквы «К» или «Г» и запишите словосочетания:
Холодный сне .
Пушистый . от
Тяжелая .иря
Ядовитый . риб
Рыжая . орова.
Спиши слова в 2 столбика
К Г
Капуста огурцы
Лук горох
Свёкла груша
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
Собери пословицу, запиши в тетрадь:
Игрушки (2),кошке (1), а (3), слезки (5), мышке (4).
Обведите «К» и «Г» - твердые звуки синим карандашом, а мягкие зеленым.
