Конспект логопедического занятия для 2-х классов на тему «Слова, обозначающие действия предмета».
Фоменко Валентина Ивановна, учитель-логопед
Персональный индентификатор: 300-229-985
Статья отнесена к разделу: Логопедия
Цели и задачи:
. познакомить детей с глаголами; . развивать у детей умение практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета; . учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением; . знакомить детей с вопросами, на которые отвечают слова-действия; . развивать слуховое внимание, память и логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: таблица с вопросами, на которые отвечают слова-действия, схема, используемая для обозначения слов-действий на письме, наборы букв (на каждого ребёнка), презентация.
Ход занятия
I.Организационный момент
1.Развитие логического мышления (слайд 2).
Логопед: Отгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенных клетках. Подумайте, что оно обозначает? На какие вопросы отвечает это слово?
1. | П | У | Г | А | Е | Т | |
2. | Л | А | Е | Т |
3. | А | У | К | А | Е | Т | | |
4. | Г | А | Г | О | Ч | Е | Т |
5. 6. | Б | О | Д | А | Е | Т |
К | Л | Ю | Ё | Т | |
Что делает пугало?
Что делает собака, когда подаёт голос?
Что делают дети в лесу, чтобы не потерять друг друга?
Что делает гусь, когда подаёт голос?
Что делает бычок рожками?
Что делает птица, когда питается?
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
II. Основная часть
1. Называние действий по предъявляемым картинкам (слайд3).
Логопед: Подберите как можно больше действий к предметам, ответив на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?
Картинки: медведь, автобус, рак, самолёт.
2.Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 4).
3. Развитие слухового внимания и логического мышления (слайд 5).
Логопед: Прочитайте загадки и назовите действия, выполняемые предметом. Отгадайте загадки. Подберите и запишите как можно больше действий к каждому отгаданному предмету.
В поле мчится, Он живёт в лесу дремучем. В дверь стучится, Сам он серый и колючий. Ворота отворяет, Ночью ходит, днём он спит, Пыль поднимает. Если сердится – ворчит.
(ВЕТЕР) (ЁЖИК)
4.Развитие слуховой памяти.
Логопед: Припомните слова, обозначающие действия предметов и запишите их (запись на доске), устно задайте вопрос к каждому слову.
5. Закрепление знания профессий людей и названия действий, которые они выполняют (слайд 6).
Логопед: Назови профессии людей, изображённых на картинках, составьте словосочетания. Например: повар варит, парикмахер стрижёт …
Картинки:водитель, учитель, портной, спасатель.
6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 7).
Логопед: Соберите слово из букв и подберите к нему как можно больше слов-действий. Например: птица – клюёт, сидит, высиживает, поёт, прилетает, улетает, вьёт…
Буквы:
П, И, Т, А, Ц- ПТИЦА С, О, А, К, Б, А – СОБАКА М, К, И, Ч, Я - МЯЧИК Д, Р, Е,О, В, Е – ДЕРЕВО
7. Проверка слов, обозначающих действия предмета (слайд 8).
8. Физминутка (слайд 9).
Сильный ветер сосны крутит. Вращение корпусом вправо и влево. Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже. Мы с тобой на них похожи. Вот по веткам белка мчится. Прыжки на месте. Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Ведь во всем нужна сноровка. А куда медведь идет? Ходьба на месте. Ищет ягоды и мед. Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться. Дети садятся за парты.
9. Работа по активизации словаря действий на уровне текста (слайд 10).
Логопед: Прочитайте текст и вставьте подходящие по смыслу слова, обозначающие действия предметов. Перепишите текст.
2-й класс
Вот … лето. Митя с отцом … на сенокос. Весь день … мальчик. Пока папа … траву, Митя … ягоды в лесу, … рыбу в ближайшем пруду, … в душистом сене. Вечером они … домой. Счастливый Митя с жаром … обо всём маме.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова, которые вы вставили в текст.