Конспект логопедического занятия на тему: « Непроверяемые безударные гласные в корне слова.»
Цель: познакомить учащихся со словами с непроверяемыми гласными в корне слова, сформировать понятие «словарные слова»; развивать внимание, речь; воспитывать аккуратность, чувство уважения к одноклассникам.
Задачи:
а) отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными; повторить словарные слова», познакомить с новым словарными словами;
б) развивать умение учащихся высказываться, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, память;
в)воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетрадь, ручки, карандаши, карточки с заданиями, иллюстрация тетушки Совы.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, садитесь!
Пусть этот день принесёт нам с вами радость общения.
-Ну-ка ты, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки, и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний
1. Вспомните правило: как проверить безударную гласную в корне слова.
Если гласная вызвала сомнение,
Ставь ее немедленно под ударение.
2. Подборка проверочных слов
Л.са – лис
З.лёный – зелень
З.мля- земли
В.сна – весны
Ст.лы – стол
3. Проблемная ситуация
Ребята, посмотрите на доску. Давайте подберем проверочные слова к данным словам.
Р.ка - реки
П.ля – поле
Тр.ва – травы
С.бака –
К слову «собака» мы не можем подобрать проверочное слово. Ребята, это мы и выясним на нашем уроке.
III. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со словами с непроверяемыми безударными гласными.
IV. Изучение нового материала
1.Ребята, у нас на уроке будет присутствовать тетушка Сова. Дети, существует много слов, в которых безударный гласный в корне слова проверить нельзя. Это вы увидели на нашем примере. Сколько бы мы не старались подобрать проверочное слово к слову «собака» у нас ничего не получится. И что же делать в этом случае? В этом случае нам нужно посмотреть в орфографический словарь и постараться запомнить написание нужного слова. Такие слова называются словарными.
2. Работа со словарем
Давайте проверим по словарю, как пишется слово «собака».
Кто же выйдет к доске и вместе со мной найдет это слово в словаре?
Итак, слово «собака» пишется так: СОБАКА, а не САБАКА.
Это нужно запомнить.
v. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки
Кто из нас вот так шагал –
Не споткнулся, не упал?
VI. Закрепление изученного материала
1. Задание тетушки Совы
Нужно вместо точек вставить пропущенные буквы. Проверить по словарю. Записать в тетрадь.
П.тух, д.журный, п.мид.р, м.рковь, л.гушка, ф.враль.
2. Работа в тетради
Нужно списать слова и запомнить, как они пишутся. Поставить ударение.
Инженер, милиционер, календарь, сегодня, телефон, билет, директор.
3. Игра
Выигрывает тот, кто отгадает загадку и напишет отгадку правильно.
Трое сыпали дождями,
Трое веяли снегами.
Как зовут этих братьев?
(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль).
VII. Итог урока
- Ребята, с чем мы познакомились на уроке?
- Какие слова называются словарными?
- Что нужно делать в случае, если мы не можем подобрать проверочное слово?
IX. Оценивание
Урок окончен!
д/з. Вставь пропущенные буквы.
Папа к…лол др…ва. Стор…ж с…дел у дв…рей. У зайца к…сые гл…за. У оленя кр…сивые р…га. С…ва делает гн…здо в дупле. Н…ра л…сы очень глубокая. На св…ту кр…ты плохо видят.
д/з. Вставь пропущенные буквы.
Папа к…лол др…ва. Стор…ж с…дел у дв…рей. У зайца к…сые гл…за. У оленя кр…сивые р…га. С…ва делает гн…здо в дупле. Н…ра л…сы очень глубокая. На св…ту кр…ты плохо видят.
д/з. Вставь пропущенные буквы.
Папа к…лол др…ва. Стор…ж с…дел у дв…рей. У зайца к…сые гл…за. У оленя кр…сивые р…га. С…ва делает гн…здо в дупле. Н…ра л…сы очень глубокая. На св…ту кр…ты плохо видят.