СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему: " Звук Х-Х*.Буква Х."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект логопедического занятия на тему:" Звуки Х-Х*. БукваХ."

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: " Звук Х-Х*.Буква Х."»

Конспект логопедического занятия на тему: « Звуки Х-Х*. Буква Х.»

Цели: закрепить знания о характеристиках звуков Х и ХЬ.

Задачи:

Тренировать в четком произношении звуков Х и ХЬ в слогах и словах. Тренировать детей в умении правильно определять местонахождение звука Х в словах ( в начале, середине и конце слова). Звуковой анализ и синтез двухсложного слова «хата». Развивать пространственные представления детей , умение отличать «право» и «влево», «вверх» и «вниз».

Развивать фонематическое восприятие, слуховую память, внимание.

Наглядные пособия и раздаточный материал: компьютер, экран, пособие «Человечки-звуки», предметные картинки, пособие «Ракеты» для определения местоположения в слове, пеналы, схемный материал, демонстрационный схемный материал, , магнитная доска, презентация по теме.

Ход урока.

1.Организационный момент

: Ребята, сегодня мы отправимся в космическое путешествие со звуками Х и Хь к планетам согласных звуков.

2.Основная часть.

Повторение:

Ребята, давайте вспомним, звуки Х и Хь- какие звуки? Гласные или согласные? Согласные, потому что их нельзя свободно петь и говорить. Когда мы их произносим , то преградой для воздуха, который выходит изо рта, будет язык.

Наши братцы-звуки Х и ХЬ имеют разные характеры. Расскажите мне о них, какие они?

  Х-согласный, твердый, глухой, носит синюю рубашку без колокольчика.

  ХЬ-согласный, мягкий, глухой, носит зеленую рубашку без колокольчика.

Логопед показывает детям человечки-звуки.

3. Тренировочные упражнения.

  Слоги:

  Итак ,теперь мы все вместе отправляемся в космическое путешествие. Садимся на ракету . Взлетаем.

Пролетаем мимо веселых звездочек, они поют нам свою забавные песенки , давайте повторять за ними:

      Ха-хя

      Хо-хе

      Ху-хю

      Хы-хи

4.Физминутка «Управляем звездолетом»:

Чтобы хорошо управлять звездолетом - нужно быстро выполнять команды командира. Внимательно слушаем и выполняем:

-поднять правую руку вверх, опустить;

-поднять левую руку вверх, опустить;

-правой рукой дотронуться до левого уха, опустить;

-левой рукой дотронуться до правого уха, опустить;

-закрыть правой рукой правый глаз ,опустить;

-закрыть левой рукой левый глаз, опустить;

5.Определение местоположения звука Х в словах:

С нами в звездолете летят слова со звуками Х и ХЬ, давайте их назовем: халат, мох, мех, хищник, хомяк, муха, мухи, духи, петух, петухи ,хата.

У слов есть свои маленькие ракеты, достаем их (дети подвигают к себе пособие «Ракеты»).

Наши слова со звуком Х какого цвета выбирают себе ракету-красную, зеленую или синюю?

 -Синюю , потому что у звука Х-твердый характер.

У нашей ракеты три иллюминатора. Если мы слышим звук звук х в начале слова, то закрываем верхний иллюминатор; если звук Х слышим в середине слова, то закрывает средний иллюминатор; а если звук Х в конце слова, то закрываем нижний.

Слова: хомяк, мех, муха, халат, мох.

6.Дифференциация звуков Х и ХЬ в словах.

Вот мы прилетели к планетам согласных звуков. На планете согласных твердых звуков живут согласные твердые звуки глухие и звонкие, поэтому планета синего цвета. А на планете согласных мягких звуков живут согласные мягкие звуки - звонкие и глухие.

 Наши слова со звуками Х и ХЬ готовы заселить планеты.

Логопед называет слова ,а дети выбирают нужную планету для каждого слова.

7.Звуковой анализ и синтез двухсложного слова : «хата».

- Ребята, посмотрите, кто к нам подлетел. Это дружелюбный инопланетянин, а зовут его Хихаля , он прилетел с планеты Хихалия. Жители этой планеты общаются без слов, только передают друг другу свои мысли на расстоянии. А давайте ему расскажем, что такое «слово», из чего оно состоит, составим его схему. Составление схемы слова.

  1.Коллективно :

  Это хата. Что обозначает это слово? Хата – это домик с соломенной крышей , который снаружи и внутри обмазывали глиной и белили, поэтому он белого цвета.

  А еще хата-это целое слово, как мы покажем, что хата слово на схеме? Длинной полоской.

На какие части мы делим наше слово? На слоги. Сколько в слове слогов, расскажите правило .

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Сколько гласных звуков-два звука А. Достаем 2 короткие полоски.

   Под слогами выкладываем квадратики-звуки. Какой звук мы слышим первым? Звук Х. Какой он?

Согласный ,твердый, квадратик синего цвета. Разбираем каждый звук по аналогии. Сколько в слове слогов? Два слога. Сколько звуков? Четыре звука. Сколько согласных звуков? Два. Сколько гласных звуков. Тоже два.

8. Допишите в пустых квадратах букву Х, а потом прочитайте слова, которые у вас получились.

ХЛЕБ, САХАР, ХАЛВА.

  9. «Чтение схемы»;

10. Рефлексия: а теперь нам пора возвращаться домой, на нашу планету Земля.

Вам понравилось космическое путешествие?

Какие звуки с нами путешествовали? Звуки Х и ХЬ.

На каких планетах мы побывали? На планетах согласных звуков.





































…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.







…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.





…ЛЕБ, СА…АР, …АЛВА.