СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему "семантические поля"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие связной речи на логопедических занятиях через семантические поля».

Тема: Звук [т ] и слова «танец».

Цель:

1. Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов. 

2. Развитие фонематического слуха и восприятия;

3. Уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «танец»;

4. Развитие функции словоизменения;

5. Воспитание интереса к танцевальному искусству, музыкально - двигательному                 творчеству.

Оборудование:

мел, фишки, таблицы формированию, расширению «семантического поля», картинки, книга о балете.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

  Звучит музыка, и дети входят в класс.

2.Речевая пауза.

(чётко произносят хором)

Мы будем слушать, говорить

Во многом упражняться

Про лень нам надо позабыть

Мы будем заниматься.

3.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение и постарайтесь выделить главное слово.

  • Всех на танцы приглашайте

И скорее в круг вставайте

Танец быстрый, озорной.

Топ ногой и топ другой.

- Кто сможет объяснить значение слова: «танец».

Танец: 1)искусство пластических и ритмических, движений тела;

2)ряд движений исполняемых в темпе и ритме в такт музыке.

Назовите 1-й звук в слове«танец»? - (т)

- Сегодня мы будем работать над правильным произношением звука [т] и побываем в сказочной стране под названием «Танец», в которой нас ждут разные увлекательные задания.

Но сначала всё по порядку проводим:

4.Мимическую зарядку.

 

  • Мы умеем улыбаться
  • Мы умеем удивляться
  • Мы умеем огорчаться
  • Мы умеем сердиться.

          5.Работа над дыханием.

        _ Читаем слоги на одном выдохе громко с ударением на 1-й слог, на 2-й,

        на 3-й по цепочке.

       - Прочитать тихо твёрдые слоги;

       - прочитать громко мягкие слоги:

                    Та-то-ту-ти-ты-тэ   

6.Анализ артикуляционно-акустического образа звука [т]

а)1, 2, 3 – зеркало возьми и в него смотри.

- Что мы должны помнить при произнесении звука [ т]?

Губы – в лёгкой улыбке;

Зубы – сближены, но не сомкнуты;

Кончик языка – упирается в верхние зубы;

Воздушная струя – тёплая идёт через рот;

Голосовые связки – разомкнуты, голос спит.

а)характеристика звука.

- Какой это звук?

 [т ] – согл, глух, парный (д), твёрдый.

- Звук [т ] на письме обозначается буквой (тэ).

- На что похожа буква тэ?

  • Буква Т стоит на крыше.

           Телевизор в доме том

           Т в антенну превратилась

           И на крыше очутилась.

  • Отвечайте, кто знаток?

Это что за молоток?

7.Пальчиковая гимнастика.

Чтобы пальцы дружно жили,

Нужно их соединять.

Упражненья выполнять.

Пальцы быстро мы разжали,

А потом их сильно сжали

Снова пальцы мы разжали

Снова сильно, сильно сжали

Пальцы в воздухе порхают

Наши пальцы отдыхают.

8.Работа в тетрадях.

- откройте тетради, запишите число.

- минутка чистописания.

 - пропишите 3 буквы строчных и 3 буквы заглавных  [т ].

  • Игра «Собери слово»:

нец – та (танец)

- Сколько слогов в слове?

- Почему?

- Какой слог ударный?

- Выложи схему слова «танец»

- Определи место звука [ т] в слове «танец»?

9.Игра «Ставьте ушки на макушки»

 - Услышите однокоренное слово к слову «танец» хлопните в ладоши.

  • Потанцуй со мной  дружок

Руки в бок, руки в бок

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот.

Вот танцуем мы вдвоём

И ничуть не устаём

Всех на танец позовём

Снова танцевать начнём.

 

- Запишите однокоренные слова.

- Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом однокоренныеслова.

10.Физминутка.

  Мы умеем танцевать

Прыгать, бегать и скакать,

Но не все пока умеют

Расслабляться отдыхать.

11.Работа по расширению словаря.

- Вот дерево. Назови части дерева?

(корень, ствол, ветви)

Это дерево волшебное. Почему?

(на нём однокоренные слова?)

 - Как понимаете однокоренные слова?

      (одинаковый корень)

 - Поставлю вопрос, а вы назовёте слово.

  • Что делать?
  •  
  • Что?
  •  
  • Какой?

(танцевальный, танцующий)

12.Игра «Назови пару».

Детский                               танец

Человек                               танцевать

Красиво                                танцующий

Озорной                               

Весело

13.Работа над связной речью.

- Составьте предложения:

а) по опорным словам;

б) по картинкам.

в) виды танцев: вальс, полька, пляска русская народная и т.д.

  • Девочка, мальчик, пригласить, танец, танцевать, красиво.

г) работа с текстом.

 - Вставь слова: танец, танцевать, танцевальный.

  • Маленькая девочка посещала  ….  кружок.

Она любила ….на пуантах. Для неё ….стал жизнью.

  •  

(показать портрет)

(показать балетные тапочки – пуанты)

14.Игра  « Скажи - наоборот» с мячом.

Весёлый танец –                             уметь танцевать -

Быстро  танцевать -                    медленный  танец -   

Хорошо танцевать -      

15.Словесно – логические задачи.

    - Объяснить значение слова «танцевать» во фразах.

   А) Сегодня все ликуют, в руках у детворы.

        От радости танцуют воздушные шары.

                   (летают)

Б) Дети танцуют на концерте.

      (пляшут)

  • Игра «Танцует – не танцует»

(если объект «танцует, то выполнить упражнения «фонарики», если нет – руки за спину).

1.Кошка на окошке

Платьице в горошек

Детки на концерте

Марки на конверте

2.Тучки на небе

Мука на хлебе

Цветочки на ветку

Детки кенгуру.

3.Бусы на ёлке

В игольнице иголки

Девочки в зале

Песок в самосвале.

16.Итог занятия.

  - Какой звук чаще других встречался в словах и в предложениях?

   - Дай характеристику звуку?

 - О чём мы сегодня говорили?

 - Какие новые слова вы сегодня запомнили.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему "семантические поля"»

«Развитие связной речи на логопедических занятиях через семантические поля».

Тема: Звук [т ] и слова «танец».

Цель:

1. Формирование и расширение «семантического поля», развитие валентностей слов.

2. Развитие фонематического слуха и восприятия;

3. Уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «танец»;

4. Развитие функции словоизменения;

5. Воспитание интереса к танцевальному искусству, музыкально - двигательному творчеству.

Оборудование:

мел, фишки, таблицы формированию, расширению «семантического поля», картинки, книга о балете.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Звучит музыка, и дети входят в класс.

2.Речевая пауза.

(чётко произносят хором)

Мы будем слушать, говорить

Во многом упражняться

Про лень нам надо позабыть

Мы будем заниматься.

3.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте стихотворение и постарайтесь выделить главное слово.

  • Всех на танцы приглашайте

И скорее в круг вставайте

Танец быстрый, озорной.

Топ ногой и топ другой.

- Кто сможет объяснить значение слова: «танец».

Танец: 1)искусство пластических и ритмических, движений тела;

2)ряд движений исполняемых в темпе и ритме в такт музыке.

Назовите 1-й звук в слове «танец»? - (т)

- Сегодня мы будем работать над правильным произношением звука [т] и побываем в сказочной стране под названием «Танец», в которой нас ждут разные увлекательные задания.

Но сначала всё по порядку проводим:

4.Мимическую зарядку.

  • Мы умеем улыбаться

  • Мы умеем удивляться

  • Мы умеем огорчаться

  • Мы умеем сердиться.

5.Работа над дыханием.

_ Читаем слоги на одном выдохе громко с ударением на 1-й слог, на 2-й,

на 3-й по цепочке.

- Прочитать тихо твёрдые слоги;

- прочитать громко мягкие слоги:

Та-то-ту-ти-ты-тэ

6.Анализ артикуляционно-акустического образа звука [т]

а)1, 2, 3 – зеркало возьми и в него смотри.

- Что мы должны помнить при произнесении звука [ т]?

Губы – в лёгкой улыбке;

Зубы – сближены, но не сомкнуты;

Кончик языка – упирается в верхние зубы;

Воздушная струя – тёплая идёт через рот;

Голосовые связки – разомкнуты, голос спит.

а)характеристика звука.

- Какой это звук?

[т ] – согл, глух, парный (д), твёрдый.

- Звук [т ] на письме обозначается буквой (тэ).

- На что похожа буква тэ?

  • Буква Т стоит на крыше.

Телевизор в доме том

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

  • Отвечайте, кто знаток?

Это что за молоток?

7.Пальчиковая гимнастика.

Чтобы пальцы дружно жили,

Нужно их соединять.

Упражненья выполнять.

Пальцы быстро мы разжали,

А потом их сильно сжали

Снова пальцы мы разжали

Снова сильно, сильно сжали

Пальцы в воздухе порхают

Наши пальцы отдыхают.

8.Работа в тетрадях.

- откройте тетради, запишите число.

- минутка чистописания.

- пропишите 3 буквы строчных и 3 буквы заглавных [т ].

  • Игра «Собери слово»:

нец – та (танец)

- Сколько слогов в слове?

- Почему?

- Какой слог ударный?

- Выложи схему слова «танец»

- Определи место звука [ т] в слове «танец»?

9.Игра «Ставьте ушки на макушки»

- Услышите однокоренное слово к слову «танец» хлопните в ладоши.

  • Потанцуй со мной дружок

Руки в бок, руки в бок

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот.

Вот танцуем мы вдвоём

И ничуть не устаём

Всех на танец позовём

Снова танцевать начнём.



- Запишите однокоренные слова.

- Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом однокоренные слова.

10.Физминутка.

Мы умеем танцевать

Прыгать, бегать и скакать,

Но не все пока умеют

Расслабляться отдыхать.

11.Работа по расширению словаря.

- Вот дерево. Назови части дерева?

(корень, ствол, ветви)

Это дерево волшебное. Почему?

(на нём однокоренные слова?)

- Как понимаете однокоренные слова?

(одинаковый корень)

- Поставлю вопрос, а вы назовёте слово.

  • Что делать?

(танцевать)

  • Что?

(танец)

  • Какой?

(танцевальный, танцующий)

12.Игра «Назови пару».

Детский танец

Человек танцевать

Красиво танцующий

Озорной

Весело

13.Работа над связной речью.

- Составьте предложения:

а) по опорным словам;

б) по картинкам.

в) виды танцев: вальс, полька, пляска русская народная и т.д.

  • Девочка, мальчик, пригласить, танец, танцевать, красиво.

г) работа с текстом.

- Вставь слова: танец, танцевать, танцевальный.

  • Маленькая девочка посещала …. кружок.

Она любила …. на пуантах. Для неё …. стал жизнью.

(Теперь она известна всему миру – это балерина Надежда Павлова. Она училась у нас в г. Перми).

(показать портрет)

(показать балетные тапочки – пуанты)

14.Игра « Скажи - наоборот» с мячом.

Весёлый танец – уметь танцевать -

Быстро танцевать - медленный танец -

Хорошо танцевать -

15.Словесно – логические задачи.

- Объяснить значение слова «танцевать» во фразах.

А) Сегодня все ликуют, в руках у детворы.

От радости танцуют воздушные шары.

(летают)

Б) Дети танцуют на концерте.

(пляшут)

  • Игра «Танцует – не танцует»

(если объект «танцует, то выполнить упражнения «фонарики», если нет – руки за спину).

1.Кошка на окошке

Платьице в горошек

Детки на концерте

Марки на конверте

2.Тучки на небе

Мука на хлебе

Цветочки на ветку

Детки кенгуру.

3.Бусы на ёлке

В игольнице иголки

Девочки в зале

Песок в самосвале.

16.Итог занятия.

- Какой звук чаще других встречался в словах и в предложениях?

- Дай характеристику звуку?

- О чём мы сегодня говорили?

- Какие новые слова вы сегодня запомнили.