СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по теме "Звуки речи. Буквы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, уточнить понятие звуков речи и букв.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме "Звуки речи. Буквы"»

Конспект логопедического занятия

Тема: Звуки речи. Буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.

Цель: уточнить понятие звуков речи и букв.

Задачи:

Образовательные:

  1. уточнить понятие звуков речи и букв;

  2. учить навыкам работы со словарем;

  3. познакомить детей со смыслоразличительной функцией ударения.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового и фонематического анализа;

  2. развивать умение отвечать полным предложением;

  3. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать вежливость, навыки общения.


Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Блинчик», «Чашечка», «Грибок», «Маляр», «Вкусное варенье» 3 раза.

  1. Основная часть (12 мин).

А) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и буквах.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

- Почему воробей не сказал спасибо? /Потому что воробей не говорит. Он только чирикает/.

- Какие ещё волшебные слова мы знаем? /Пожалуйста, извините, здравствуйте/.

- Хорошо. Теперь послушайте.

Логопед стучит, хлопает, топает.

- Это речь? /Нет/.

- Какие звуки речевые? /Речевые звуки те, которые мы произносим/.

- Правильно. Чем же отличаются речевые звуки от неречевых? /Речевые звуки мы понимаем, а неречевые – нет/.

- Теперь послушайте, как я скажу. С, у, п. Что я произнесла? /Вы произнесли звуки/.

- А если я скажу быстро суп, что получится? /Получится слово/.

- А если я запишу, что это будет? /Это будет слово/.

Логопед записывает слово суп на доске.

- Из чего состоит слово? /Слово состоит из букв/.

- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем/.

Затем - хоровое проговаривание.

- На какие 2 группы делятся звуки? /Звуки бывают гласные и согласные/.

- Как произносятся гласные звуки? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

- А согласные? /Произносятся с преградой/.

- Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

Б) Работа в тетрадях. Развитие фонематического анализа. Дифференциация гласных и согласных.

- А сейчас открыли тетради, записали число, начертили табличку. В одной колонке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Наполовину синий, наполовину зеленый/.

Логопед чертит таблицу на доске.

- Я буду читать слоги и слова, а вам нужно записать первую букву в нужный столбик.

Логопед показывает образец выполнения задания.

Го, та, ам, уф, кино, окно, письмо, ива.

Далее – коллективная проверка.

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, как произносятся гласные? /Гласные произносятся без преграды. Их можно петь и тянуть/.

- А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

-Что образует преграду? /Преграду образуют зубы, губы и язык/.

  1. Пальчиковая гимнастика (2 мин).

- А сейчас мы потренируем наши пальчики.

«Ножницы», «Хлопки», «Огонь», «Ежик», «Замок», «Стряхнули капельки водички».

Логопед показывает верное выполнение упражнений.

  1. Основная часть (продолжение) (8 мин).

В) Работа с алфавитом.

- Ребята, а кто знает, где живут буквы? /Буквы живут в алфавите/.

- Алфавит – это последовательность букв русского языка. Повторили все хором. /Алфавит – это последовательность букв русского языка/.

- Зачем нам нужен алфавит? /Алфавит нужен, чтобы буквы стояли по порядку/.

- Посмотрите на доску. Вам нужно расставить эти слова по алфавиту. Какое слово будет первым? /Дуб/.

- Почему? /Потому, что буква д – первей буквы п и с/.

Аналогично: пальто, стол.

- Хорошо. Запишите в тетради слова в правильной последовательности. /Дуб, пальто, стол/.

Дети записывают слова в верном порядке.

- Где ещё нам может пригодиться алфавит? /В журнале учителя/.

- Хорошо. А если мы не знаем, как пишется слово, где мы будем смотреть правильное написание? /Будем смотреть в словаре/.

- Как стоят слова в словаре? /Слова в словаре стоят по алфавиту/.

Логопед раздает детям орфографические словари.

- А теперь кто быстрее найдет в словаре слово картошка?

Дети находят в словаре нужное слово.

- Как вы искали? /Мы искали по первой букве/.

- Да, для того, чтобы быстро найти слово в словаре, нужно найти его первую букву.

6. Физминутка (2 мин).

- А сейчас немножко отдохнем. Встали все возле парт.

Игра «Носик, ушко, макушка».

- Я буду называть носик, ушко или макушку, а вы мне должны показать то, что я назвала.

Логопед называет слово, а показывает совсем другое.

- Хорошо. Присаживайтесь.

7. Основная часть (продолжение) (8 мин).

Г) Беседа о слогах.

- Ребята, из чего состоят слова? /Слова состоят из слогов/.

- Да. А какое правило о гласных и слогах мы знаем? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/.

- Как называется слог, на который падает ударение? /Ударный слог/.

- А гласная как будет называться? /Ударная гласная/.

- Как называется слог, на который не падает ударение? /Безударный слог/.

- А гласная? /Безударная гласная/.

Д) Работа над ударением.

- Хорошо, посмотрите на доску. Прочитайте предложение. /Пугало пугало сорок сорок/.

- Мы не поймем, что это за предложение, пока не поставим ударение.

Логопед вместе с детьми расставляет ударение в словах.

- Таких слов много. Посмотрите, атлас и атлас, белки – белки, замок-замок.

Е) Работа в тетрадях. Схема предложения. Звукобуквенный и слоговой анализ.

- А теперь возьмите любое слово из тех, о которых мы только что говорили и придумайте предложение. /Белки прыгали с ветки на ветку/.

- Начертим схему предложения.

- Разделим слова на слоги, подпишем гласные, обозначим их красным кружком.

- Теперь согласные выделим. Мягкие каким кружком обозначим? /Зеленым/.

- А твердые? /Синим/.

Дети выполняют звукобуквенный анализ слов.

Далее – индивидуальная проверка.

  1. Итог занятия (2 мин).

- О чем мы сегодня говорили?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.