СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия в 5 классе. Тема «Образование новых слов с помощью суффиксов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Тема. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цель: Закрепление  знаний о суффиксе и активизация словаря по лексической теме «Посуда»

Задачи:

1) закрепить знания и умения по теме «Образование новых слов с помощью суффиксов»;

2)научить образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов  -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

5) активизировать словарный запас по теме «Посуда»;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.

 

Оборудование: картинки с изображением посуды,  карточки с текстами, «зашумленные» картинки, тетради, ручки, доска, мел.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

 Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки .

   «Ах, какие мы чистюли –

   Две железные…(кастрюли)».

   «Режет, чистит и скоблит,

   Осторожным быть велит (нож)».

   «Из горячего колодца

   Через нос водица льется (чайник)».

   «Держите крепче – разобьюсь,

   Я хрупкая бедняжка - фарфоровая (чашка)».

   Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом?»

Сегодня мы с вами поговорим о посуде, узнаем почему она так называется и для чего эти предметы нужны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в 5 классе. Тема «Образование новых слов с помощью суффиксов»»





МКОУ «Уренская коррекционная школа- интернат»









Конспект

логопедического занятия в 5 классе.

Тема

«Образование новых слов с помощью суффиксов»





Выполнила учитель-логопед

УСКОШ-И VIII вида

А.В.Самоделкина











2015 год










Тема. Образование новых слов с помощью суффиксов.

Цель: Закрепление знаний о суффиксе и активизация словаря по лексической теме «Посуда»

Задачи:

1) закрепить знания и умения по теме «Образование новых слов с помощью суффиксов»;

2)научить образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

5) активизировать словарный запас по теме «Посуда»;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.


Оборудование: картинки с изображением посуды, карточки с текстами, «зашумленные» картинки, тетради, ручки, доска, мел.


Ход урока.

I. Организационный момент.

 Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки .

   «Ах, какие мы чистюли –

   Две железные…(кастрюли)».

   «Режет, чистит и скоблит,

   Осторожным быть велит (нож)».

   «Из горячего колодца

   Через нос водица льется (чайник)».

   «Держите крепче – разобьюсь,

   Я хрупкая бедняжка - фарфоровая (чашка)».

   Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом?»

Сегодня мы с вами поговорим о посуде, узнаем почему она так называется и для чего эти предметы нужны.

- Назовите предметы, которые вы видите на картинке

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: «Ребята, назовите посуду, которую вы видите на картинках. Какую посуду мы используем для приготовления пищи?»(На картинках изображены сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, половник).

- Где находится эта посуда у нас дома? (На кухне). Для чего мы используем

кухонную посуду? (Для приготовления пищи).

- Для приготовления каких блюд мы используем сковороду, кастрюлю?

- Когда используется половник? (Половником разливают суп и другую

жидкую пищу)


3.Образование новых слов.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай, вода вскипела. (Это чайник)

- Назовите предметы посуды, которые мы используем для того, чтобы пить чай? (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница)

- Ребята, а от какого слова образовано слово «чайник»? Как называется часть слова, которая служит для образования слов? С помощью какой части слова мы получили из слова «чай» - «чайник».

(С помощью суффикса – ник-).

Логопед: «Суффикс – ник- помогает получить нам новые слова, которые обозначают ёмкость для хранения чего-либо.

Подумайте, что и куда мы поместим. (На доске карточки со словами, обозначающими продукты, и картинки с изображением посуды. Дети должны определить, что и куда нужно положить).

Чай - в чайник,

кофе - в кофейник,

молоко - в молочник,

салат - в салатник,

соус - в соусник.

- Как мы используем кофейник, молочник, салатник, соусник?

Логопед: «Ребята,почему для приготовления пищи мы используем кухонную посуду, а за столом во время еды другую? Как называется посуда, которую мы употребляем за столом во время еды?»

(Эту посуду называют столовой).

Какую посуду мы относим к столовой?

(Тарелки глубокие и мелкие, супницу, салатник).

- А ещё у нас есть столовые приборы. Это ложки, вилки, ножи.

(Показываем картинки с изображением столовых приборов).


4.Логопед: «Посмотрите внимательно на эти слова. Вам нужно распределить их в два столбика. В первый – слова, обозначающие посуду, а во второй – другие слова, обозначающие предметы».

(На доске перемешаны карточки со словами).

хлебница мыльница

супница салфетница

селёдочница чернильница

конфетница игольница

- Для чего предназначен каждый из этих предметов. С помощью какого суффикса получились эти слова?

Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют суффикс – ниц- .


5. Логопед: «Ребята, скажите, а как называются эти предметы?»

Назови посуду, что в шкафу за дверцей:

Для соли и для сахара,

Для горчицы и для перца?

(Показываем картинки с изображением солонки, сахарницы, горчичницы, перечницы)

Логопед: «Как называется предмет, в котором хранят масло? Для соли – солонка, а для масла – маслёнка». (Записать слово «маслёнка», выделить

суффикс).

6. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Покружились, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Остановились, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Присели, руками изобразили овал)


7. Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Ребята, из чего может быть сделана посуда?»

(Из стекла, из дерева, из металла, из пластмассы, из глины, из фарфора)

Детям выдаются карточки с заданием. Вставить вместо скобок слово, заменив предмет на признак предмета.

1) Бабушка налила молоко в ( …..) кувшин из глины. (глиняный)

2) ( …..) Ложки из серебра очень красивые. (серебряные)

3) В магазине продаётся красивая ( …..) ваза из фарфора. (фарфоровая)

4) ( …..) Графин из стекла наполнен водой. (стеклянный)

5) Хлеб нарезают ( …..) ножом из металла. (металлическим)

6) Тесто раскатывают ( …..) скалкой из дерева. (деревянной)



III. Подведение итогов.

- Как вы думаете, ребята, смогли ли мы с вами объяснить значения новых

слов?

- С помощью каких суффиксов мы образовали слова, обозначающие посуду?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на уроке?