Цель: Формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития. Расширить знания учащихся о мире профессионального труда Создать положительную мотивацию выбора профессии. Побуждать к осознанному профессиональному выбору. Ход занятия: 1. Приветствие. 2. Правила поведения в тренинговой группе 1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 4. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 5. Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит всю его последующее существование, становится выбор профессии. Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище. Человек может обладать многими знаниями и умениями. Он может быть одновременно прекрасным садовником, поваром, математиком или программистом. Все эти навыки он может использовать в качестве своей профессии. Но, прогнозируя свое будущее, он должен остановиться на одной из них – той, занятие которой принесет ему больше выгоды и позволит обеспечить самый высокий уровень дохода. Поэтому человеку нужна основная профессия, где он сможет проявить себя, которая позволит ему получать деньги и удовольствие от своей деятельности. Согласно своим возможностям, способностям и наклонностям люди выбирают определенную профессию и стремятся стать хорошими специалистами в своем деле.
Упражнение "Ассоциации". Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д Психогеометрический тест. (Характеристика стиля личности, личные "профили" работы и профессии) Участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике. Характеристика "треугольников" "Треугольники" хорошо уравновешенны, они сконцентрированы на "верхушке": целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Иногда их описывают как "ролевые модели". Данной характерной чертой "треугольников" является стремление управлять и считаться "правыми". Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командные игроки. Характеристика "квадратов" Квадрат – самая упорядоченная фигура. "Квадраты" упорно работают, привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты "квадратов" проявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов. Скажите им, что сделать, и они сделают. "Квадратов" нельзя отнести к тем, кто силён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. "Квадраты" не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчуждённости и холодности, а любовь к деталям иногда ведёт к педантизму. Характеристика «кругов» «Круги» дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы всё проходило гладко. Для «кругов» важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении. С другой стороны, иногда «круги» слишком стараются угождать и не умеют говорить «нет». Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. «Кругам» не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями. А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя. Характеристика «загогулин» (кривых) ЗИГЗАК Форма загогулины символизирует творчество. "Загогулины" интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других. Однако "загогулины" часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм. "Загогулина" не способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке. Характеристика "прямоугольников" "Прямоугольникам" свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. "Прямоугольники" обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми поветриями. "Прямоугольники" часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.
Упражнение "Шаг за шагом" Участники друг за другом описывают день бизнесмена (продавца, врача и т.д.). Можно описать шаг за шагом день или всю карьеру, как рядового специалиста, так и выдающегося в той или иной деятельности. Например, первый участник описывает начало рабочего дня, последний – его завершение. Игра должна проходить динамично. Во время обсуждения обратить внимание на требования к профессии, на ее плюсы и минусы, на личностные качества, которые актуальны для данной профессии.
Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху. 1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня. 2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях. 3. Выберите наиболее привлекательную профессию. 4. Подробно изучите выбранную профессию. 5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом. 6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант. 7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей. Упражнение «Крокодил» Ведущему нужно показать при помощи жестов и мимики любую профессию, участники должны угадать. Кто угадывает, встает на место ведущего. Рефлексия "Прогноз погоды" Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 ◦С). Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске). После того как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.
Упражнение "10 качеств". Участникам раздается 10 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству (личностной особенности), а затем сами участники ранжируют карточки по значимости. При обсуждении обратить внимание на то, какие характеристики у каждого из ребят преобладают – позитивные или негативные; что для каждого из них наиболее значимо; насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы подросток избавиться от них? Упражнение "Ищу друга". (Аналог игры "Резюме", когда составляется резюме при приеме на работу) . Участникам дается задание написать объявление о поиске друга, показав себя в самом выгодном свете, чтобы с ним обязательно захотелось подружиться. Объявления складываются вместе и по очереди зачитываются ведущим. Участники стараются угадать, кто автор объявления. Например: "Ищу друга. Я человек открытый, общительный, лидер по натуре. Люблю делать другим приятное: дарить подарки, устраивать сюрпризы. Всегда приду на помощь в трудную минуту. Обладаю хорошим чувством юмора. Вам будет приятно со мной дружить. Друг, отзовись!" При обсуждении обращается внимание на поиск и выделение позитивных характеристик, и на то , что в данных характеристиках отражается ваше представление о друге (какого бы вы друга хотели ).
Завершение. Упражнение "Корзина пожеланий". Все желают друг другу что-то приятное и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, на счет "три", опрокидывают "корзину пожеланий" на себя. |