СРЦН Бельского района
Тверской области
Конспект методической разработки открытого мероприятия для детей и родителей
«Мы рядом – значит мы вместе!»
Подготовила педагог-психолог:
Татьяна Альбертовна Стрелкова
РФ, г. Белый
2017
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
3. Создание условия для успешного взаимодействия СРЦН и семьи.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
- создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Оборудование: памятка для родителей «Как надо любить ребенка», анкета «Ребёнок и его семья», тест-игра «Какой вы родитель».
Оборудование: музыкальный центр, сенсорная комната.
Материалы: материалы для творчества (клей, блески, пайетки, мелки, каталоги, журналы, ватман, цветной песок, рис, бисер), браслеты из бумаги трех цветов
План мероприятия:
Вступительное слово педагога-психолога:
Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков в условиях семейного воспитания»
Игровой тренинг «Мы рядом – значит мы вместе!»
• Ритуал приветствия «Такое разное «Здравствуйте»!»
• Коммуникативная игра «Ты как я, я как ты!»
• Релаксационная игра «Частички вселенной»
• Творческая мастерская «Кто я в этой жизни?»
• Физминутка «Веселые мартышки»
• Рефлексия «Солнышко и тучка»
Ход собрания
(Приветствие, представление темы)
Уважаемые родители я очень рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Для начала я хотела бы оговорить с вами несколько правил, которые сегодня я буду использовать.
Отключите, пожалуйста, все свои телефоны.
Поставьте с правой и левой стороны невидимые стены.
Правило поднятой руки, если хотите выразить своё мнение или задать вопрос.
Быть активным, мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение на аудиторию.
Не перебивать выступающего, уважать мнение каждого.
Я педагог-психолог, поэтому я всегда учусь, учусь у своих успешных коллег.
Мой жизненный принцип: «Наблюдай за людьми и бери все хорошее от них, тогда ты сделаешь меньше своих ошибок, не останавливайся на достигнутой цели, всегда стремись идти вперед, придя к одной цели, ставь перед собой другую - ведь это и есть жизнь».
Моё психологическое кредо – не навреди, услышь и помоги.
Тема моего выступления детско-родительские отношения - «Мы рядом – значит мы вместе!» выступление психолога с элементами тренинга и развитие критического мышления.
Проблема детско-родительских отношений во все времена была актуальной, а в наше время, время потери нравов, потери духовности, развала института семьи звучит особо остро. И очень часто к нам приходят родители с вопросом о не понимании их детьми, об испорченных отношениях с детьми, об излишней агрессии или замкнутости со стороны детей, а порой даже с проблемой ухода детей из дома. Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают средством удовлетворения своих потребностей – в этом смысле можно говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга. Но как много НЕЛЬЗЯ мы говорим своему ребёнку, пока растим его. И как это НЕЛЬЗЯ влияет на нашего ребёнка?
При подготовке данного мероприятия я преследовала следующую цель и задачи, в проведение собрания по данной теме.
Цель: Раскрыть роль потребностей и влияние родительских запретов на развитие ребенка.
Задачи:
1.Научить родителей осмысливать межличностные отношения с детьми через критическое мышление.
2. Показать через тренинг «Путы», как чувствует себя ребёнок в данной ситуации.
3. Показать, как с научной точки зрения выглядит потребности возрастной психологии по теории А.Маслоу.
4. Через ролевую игру «Разговор с ребёнком» передать детские ощущения.
5. Показать, как можно испортить душу ребёнка неправильным воспитанием через тренинг с бумагой.
6. упражнение «Рюкзак»
(работа через критическое мышление)
Я попрошу вас включиться в работу и быть активными участниками. И так начнем нашу работу. Мне бы хотелось услышать от вас ответы на некоторые поставленные мной вопросы.
Вопросы: 1) Так как наша тема называется «Мы рядом-значит мы вместе». Я бы хотела услышать от вас, какими потребностями обладает человек на жизненном пути взросления. (от рождения до конца взросления),(перечень: от 0до1года-кушать, справлять нужду, спать, быть в безопасности, в тепле) (от года до 3-х-к физиологическим потребностям прибавляется психологические и потребности личностно роста)
(идет обсуждение с аудиторией)
2) Нужно ли ребенку делать запреты?
3) Как влияет слово Нельзя на развитие ребёнка?
(идет обсуждение с аудиторией)
(тренинг Путы)
Сейчас я попрошу выйти сюда 1-го человека, который будет исполнять роль ребёнка. Все остальные будем исполнять роль родителей.
(Описание тренинга Путы. Ведущий психолог.
Вопрос №1: Когда ребёнок родиться, опишите как мы его растим, что говорим, что делаем?
Вопросы ребёнку: 1) отчего бы вы хотели избавиться в первую очередь, почему? И так далее, продолжить вопросы, по очереди освобождая от пут.
(взять описание из теории Маслоу)
Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые оно питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования его личности.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами.
Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа в их воспитании, т.к. семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо , чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, а на протяжении всего этапа обучения.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но оно никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:- любовь умиления;- любовь деспотическая;- любовь откупа.
. Давайте на минутку представим, что мы не в СРЦН, а в космосе, закройте глаза, представьте как вы парите в невесомости, как ярко сверкают звезды, у вас все хорошо, вы спокойны, никакие проблемы не могут добраться до космоса, все осталось на земле (звучит композиция «Весна в раю»). Пришло время возвращаться, давайте откроем глаза и продолжим нашу встречу.
Как вы считаете, каким способом можно высказать свои чувства, помимо словесного?
Ответы (музыкой, стихами, рисунком, пантомимикой, мимикой).
Психолог: Да, для проявления чувств в нашем мире существует много способов, я предлагаю воспользоваться одним из них – художественным творчеством. У каждой команды есть ватман и материалы для творчества. Я прошу вас с помощью нетрадиционных техник ответить на вопрос: «Кто я в этой жизни?» кем я был, кем я стану, мои мечты, мои лучшие черты, мои недостатки. Попробуйте заглянуть внутрь себя и ответить на эти вопросы, создав общий коллаж. Давайте приступим.
Во время работы звучат композиции из релаксационного сборника.
Примечание: Во время работы психолог помогает командам определиться с техникой (предполагается, что дети уже знакомы с нетрадиционными техниками и, они могут определять, в какой именно работать).
Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.
Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

Раздать несколько листочков бумаги формата 4А, для тренинга с бумагой)
Психолог: Посмотрите на этот лист, он чист и не тронут, как первый снег. Сложите лист пополам, оторвите кусочек. Сложите лист ещё раз, оторвите ещё кусочек. Проделайте эту процедуру несколько раз. Разверните лист. Посмотрите что получилось. Душа ребёнка сравнима с этим листочком. Она чиста и невинна, но если мы своим неправильным воспитанием наносим ей вред, раним её, она становиться раненой.
Психолог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Очень красивые работы, осталось только представить их. Выберите из команды человека или группу людей, которые будут представлять ваш коллаж, я дам вам время подготовиться, а пока давайте немного развлечемся и разомнемся.
Физминутка» Танец маленьких утят.
Психолог: Итак, кто готов представить свой проект?
Презентация проектов.
Психолог: Мы плодотворно с вами поработали, вам понравилась наша игра? Чтобы рассказать о своих эмоциях я предлагаю вам бросить картинку в ящик. Если вам понравилась игра бросайте солнышко, если же нет – тучку. Спасибо вам за работу! До новых встреч!
Заключение
Все больше психологов и психиатров, независимо от их теоретических позиций, признают важность любви и уважения во взаимоотношениях родителей и детей. Маслоу говорит, что, если родители относятся к ребенку с любовью и уважением, они могут допустить массу ошибок и, тем не менее, добиться успеха. Рекомендуемый Маслоу тип воспитания ребенка лучше всего охарактеризовать как "свободу с ограничениями". Маслоу признает опасности, которыми чреваты вседозволенность и всепрощение, и в то же время указывает на вред, наносимый диктующим, авторитарным родителем, который подавляет, чрезмерно контролирует или чрезмерно опекает ребенка, так что тот становится неспособен развивать свою личность. Чтобы добиться успеха, надо знать, когда говорить "да", а когда – "нет". Как указывает Маслоу, есть все больше свидетельств тому, что даже младенцы, если они здоровы, обладают определенной "внутренней мудростью", благодаря которой правильно выбирают подходящую еду, знают, сколько им надо спать, когда их пора отнимать от груди или начать обучать правилам отправления естественных надобностей. Мы научаемся, говорит он,"предоставлять младенцу выбор: мы даем ему решать. Мы предлагаем ему и жидкую, и твердую пищу. Если для него привлекательна твердая пища, то он сам отказывается от груди. Таким же образом мы научились позволять ребенку указывать нам, когда он нуждается в любви, или в защите, или в уважении, или в контроле, – в любом случае создавая позволяющую, принимающую, удовлетворяющую атмосферу".
Это не означает, объясняет Маслоу, что надо все разрешать при всех условиях и всем детям. Описанный подход годится для здоровых детей и может не сработать в отношении тех, у кого уже возникли проблемы с их характером, фрейдистская теория исходит из того, что любой ребенок сопротивляется изменению и росту и потому нуждается в непрерывном "выталкивании" из комфортного состояния в новое, пугающее его. Маслоу решительно отвергает это представление. Точнее, оно справедливо в отношении некоторых неуверенных, испытывающих страхи детей, но не в отношении здоровых.
"Наблюдения над детьми, – говорит Маслоу, – все яснее свидетельствуют о том, что здоровые дети радуются росту и продвижению вперед, овладению новыми умениями, способностями и возможностями" Идея предоставления растущему ребенку большей свободы должна быть уравновешена требованием научить его дисциплине и уважению к другим – системе ценностей вообще. Тип воспитания ребенка лучше всего охарактеризовать как "свободу с ограничениями".
Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.
Любите нас такими, Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети, И никого дороже.
На всем огромном свете. никто из вас не сможет Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем, Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем. Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем Быть благодарными учите.
Любви родительской огнем Любовь ответную ведите.
Ведь лишь она одна Очаг домашний согревает,
Бывает так она сильна, Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам, Понять нас просто постарайтесь.
И вопреки безжалостным годам, Душою молодыми оставайтесь.