Модульный урок
«Многообразие стран современного мира»
Работу выполнила: Яковлева О.В.
2015 г.
Предмет: География
Класс: 10 класс
Тема: Многообразие стран современного мира.
Учебник: В. П. Максаковский "Экономическая и социальная география мира" – М.: «Просвещение».
Тип урока: Модульный блок-цикл, комбинированный.
Формы работы: Индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: политическая карта мира, карты атласа, контурная карта, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Цель урока: Формирование представления о современной политической карте мира. Введение понятий «суверенное государство», «типология», «валовой внутренний продукт», «индекс человеческого развития», «республика», «монархия», «федеративное государство», «унитарное государство», «политическая география».
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о разнообразии современного мира, изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Развивающие:
- Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Воспитательные:
- формировать чувство ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность.
Планируемые результаты
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- формирование чувства ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность; - развитие сотрудничества при работе в парах, в группе; - воспитание интереса к географии как науки. | - развитие речи; - формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; - развитие у обучающихся самоконтроля знаний и умений; - умение работать с картами, первоисточниками, таблицами, «визитной карточкой» стран мира; составлять схемы, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем. | - развивать умение работать с различными источниками информации; - формировать представление о разнообразии современного мира; - изучить классификацию, типологию и государственный строй стран. |
Краткое описание:
Данный блок-цикл содержит разработку четырех уроков по теме "Многообразие стран современного мира" в 10 классе с применением модульной технологии.
Модульный блок-цикл по теме: Многообразие стран современного мира
№ модуля | Структура МБЦ и тема модуля | Форма учебного занятия |
М - 1 | Многообразие стран современного мира | Практикум |
М - 2 | Типология стран | Практикум. |
М - 3 | Государственный строй стран мира. | Практикум |
М - 4 | Политическая карта. | Зачет |
Модуль №1
Тема «Многообразие стран современного мира».
№ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по выполнению | №, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации |
1.0 | ЦЕЛЬ: Сформировать представление о разнообразии современного мира; Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира Рассмотреть количественные и качественные сдвиги на политической карте мира. Изучить классификацию стран. Воспроизведите знания:  Какую информацию несет политическая карта мира? Какую классификацию стран вы знаете? Какое место в мире занимает Россия по численности населения? По размерам территории? | устно | «Политическая карта мира» |
1.1. | Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран»: - Сколько стран на политической карте в настоящее время? - Что такое суверенное государство? Цель: перечислить этапы формирования политической карты, охарактеризовать качественные и количественные сдвиги. Прочитав текст параграфа, в таблице перечислите этапы формирования политической карты. Этапы формирования | Качественные изменения | Количественные изменения | Древний | | | Средневековье | | | Новый | | | Новейший | | | По каким признакам группируются страны мира? | Письменно Таблица 10* Привести примеры | Учебник ч.1. т.1, #1, стр. 9, Презентация атлас на стр.2-3 в тетради |
1.2 | Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическая карта мира». Цель: познакомиться с классификацией стран по размерам территории и по численности населения. Д/з Страны по величине территории: 1… 2… 3… 4… Покажите их на карте. Страны по численности населения: 1… 2… 3… 4… Назвать и показать «десятку» стран, лидирующих по численности населения. Какие страны бывают по географическому положению? Назвать их и показать страны: Архипелаги… Островные… Приморские… Полуостровные… Центральные… | | Учебник ч.1. т.1, #1, стр.10, Презентация №1, слайды 8-10, атлас «Политическая карта мира» на стр. 2-3. Д/з РТ 30 |
1.2 | Самостоятельная работа - Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира. - На контурную карту нанесите несколько островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран. | письменно индивидуально | таблица № 3, рабочая тетрадь (с.3) РТ 30-31 |
1.3 | Вопросы контроля (работа по группам) - работа с тестовым заданием - вопросы контроля (устно): Какую информацию несет политическая карта? Назвать этапы формирования политической карты. Привести примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте. Назвать и показать 7 стран-гигантов Назвать и показать 10 стран по численности населения. Назвать и показать микрогосударства Назвать и показать по ГП. | индивидуально | |
1.4 | Рефлексия | | |
1.5 | Инструктаж по выполнению домашнего задания | | Учебник ч.1. т.1, #1, стр.9-10, #2, зад.№1 на стр. 20 |
Приложение к М-1
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
1 вариант
Какое количество стран не имеет выхода в море:
а) 24; б) 42; в) 40; г) 38
2. Расставьте страны по мере убывания площади:
а) Канада; б) Россия; в) США; г) Китай;
3. Объединение ФРГ и ГДР – это
а) количественные сдвиги; б) качественные сдвиги.
4. Установите соответствие:
Страны | ГП |
Греция Япония Исландия | А. Архипелаг Б. Островное В. Полуостровное |
5.Политически независимыми государствами называются:
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии.
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
вариант
1. Расставьте следующие страны по убыванию численности населения
а) Индия; б) Китай; в) Индонезия; г) США.
2. Укажите сухопутное государство:
а) Япония; б) Монголия; в) Испания; г) Исландия.
3. Выберите микрогосударство:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Ватикан.
4. Установите соответствие:
Страны | ГП |
1. Индия 2. Япония 3. Шри-Ланка | А. Архипелаг Б. Островное В. Полуостровное |
5.В каком веке большинство стран получили независимость?
а) ХХ в.; б) ХIX в.; в) XVIII в
Модуль №2
Тема «Типология стран современного мира»
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по выполнению | №, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации |
УЭ-0 | ЦЕЛЬ: | | |
1.1. | Цель: познакомиться с типологией стран по уровню социально-экономического развития. Прочитайте материал учебника п.2«Типология стран», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карту «Уровень социально-экономического развития стран». Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии? С каким видом типологии стран мы с вами знакомимся? Словарная работа: ВВП, ИЧР Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП? Что такое ИЧР? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ИЧР. Охарактеризуйте трехчленную типологию стран. | Письменно в тетради | Учебник, т.1, параграф 1, стр. 10-11,п.2. презентация №2, слайды 2-5, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран» |
1.2 | Цель: познакомиться с экономически развитыми странами. Работа с учебником: п.3 «Экономически развитые страны» Прочитайте материал учебника «Экономически развитые страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира». Дополните схему: «Типы стран по уровню экономического развития» Типы стран по уровню экономического развития Экономически развитые страны Развивающиеся страны Страны с переходной экономикой | Письменно в тетради | Учебник ч.1. т.1, #1, стр.11, 13, п.3,5, Презентация №2, слайды 6-9, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
1.3 | Цель: познакомиться с развивающимися странами. Прочитайте материал учебника п.4 «Развивающиеся страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира». Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены? Дополните схему «Типы стран по уровню экономического развития» Дайте характеристику подтипов развивающихся стран. Какие существуют проблемы выделения развитых и развивающихся стран? | Письменно в тетради | Учебник т.1, #1, стр.12-13, Презентация №2, слайды 10-14, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
1.4 | Цель: познакомиться со странами с переходной экономикой. Прочитайте материал учебника п.5 « Страны с переходной экономикой», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира». | Письменно в тетради | Учебник т.1, стр.13-14, Презентация №2, слайды 15-16, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
1.5 | Цель: практическая работа на контурной карте. Нанести на к\к страны «Большой семерки»; Ключевые страны; Нефтеэкспортирующие страны. (Д/з) | Контурная карта | «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
2.0 | Цель: контроль уровня усвоения материала: Тест: 1.Установить соответствие: 1.Австралия а) страна «большой семерки» 2.Ботсвана б) внеевропейские страны 3.Германия в)нефтедобывающая страна 4.Кувейт г)наименее развитые страны 5.Тайланд д) НИС Ж) страна с переходной экономикой 2.В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший? 1). Индия 3) Китай 2) Норвегия 4)Болгария 3. Найти лишнее: 1).США 3) Япония 2) Франция 4) Сомали 3.Выбрать НИС из группы стран: а) Япония б)Тайвань б)Пакистан в)Монголия 4.К группе наименее развитых стран относятся: а)Чили, Аргентина, Бразилия б) Мозамбик, Афганистан, Непал в)Саудовская Аравия, Катар, Кувейт | Письменно в тетради | |
Модуль №3
Тема «Государственный строй стран мира»
№ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по выполнению | №, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации |
1.0 | 0. ЦЕЛЬ: Сформировать представление о разнообразии современного мира. Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства стран. Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры Воспроизведение знаний: 1 гр.- Выполнение тестовой работы(см. предыдущий урок ) 2 гр. – Фронтальный опрос. Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии? Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП? Что такое ИЧР? Приведите примеры стран. Перечислите характеристики экономически развитых стран. Назовите и покажите страны большой семерки; переходные; переселенческого капитализма. Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены? Дайте характеристику подтипов развивающихся стран. Показать на карте. | | |
1.1. | Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическую карту мира». Цель: познакомиться с формами государственного правления. Назовите основные формы правления. Какая преобладает в мире? Охарактеризуйте республиканскую форму правления. Охарактеризуйте монархическую форму правления. Заполните таблицу. Республики | Монархии | | Конституцион- ные | Абсолютные | Теократическая | | Письменно в тетради | Учебник т. 1, #3, п.1 «Политическая карта мира» на стр. 2-3, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника |
1.2 | Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическая карта мира». Цель:назвать основные формы административно-территориального устройства.. Как делятся страны по административно-территориальному устройству? Что такое унитарное государство? Федеративное государство?: Заполните таблицу: Формы административно-территориального устройства | Унитарное гос-во | Федеративное гос-во | | | 4. С какими проблемами сталкиваются федеративные государства? | Письменно в тетради | Учебник т. 1, #3, п.2, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника, «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
1.3 | Прочитайте материал учебника «Мы узнаем о политической географии» Цель: познакомиться с политической географией. Что такое политическая география? Что она изучает? Что такое политико-географическое положение? Какие изменения произошли на политической карте в ХХ веке? | | Учебник ч.1. т.1, #4, стр.18-19, «Политическая карта мира» на стр. 2-3. |
1.4 | Контроль знаний - тестовые задания - вопросы контроля (устно) 1. Назовите основные формы правления. 2. Что такое республика? Показать примеры на карте. 3. Какие республики бывают? 4. Охарактеризуйте монархическую форму правления. 5. Назвать и показать типы монархий. 6. Как делятся страны по административно-территориальному устройству? Привести примеры. 7. Что такое политическая география? Что она изучает? Д/з: #3,4, Пр. р. в Р.Т. , повторить основные термины и понятия по данной теме; составить кроссворд | | |
Приложение к М 3
Тест по теме «Государственный строй стран мира»
1 вариант
Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?
а) республика; б) монархия; в) федерация; г) унитарная республика.
2. Форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству:
а) республика; б) монархия; в) федерация; г) унитарная республика.
3. Какой континент не имеет монархий?
а) Европа; б) Африка; в) Южная Америка; г) Азия.
4. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Конституционная монархия 2. Абсолютная монархия 3. Республика | А) ФРГ Б) Япония В) Оман |
5.Федеративным государством не является:
а) Бельгия; б) Россия; в) США; г) Франция.
6. Установить соответствие между страной и столицей:
1. Япония А)Бангкок
2. Индия Б) Токио
3. Таиланд В) Нью Дели
2 вариант
1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:
а) Бразилия; б) США; в) Италия; г) Украина.
2. Большинство монархий в настоящее время находится в:
а) Африке; б) Европе; в) Латинской Америке.
3. По форме правления преобладают страны:
а) монархии; б) республики; в) федерации; г) унитарные.
4. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Абсолютная монархия 2. Республика 3. Теократическая монархия | А) Ватикан Б) Саудовская Аравия Г) Франция |
5. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?
а) Великобритания; б) Ватикан; в) Финляндия; г) Саудовская Аравия.
6 Установить соответствие между страной и столицей:
1. Великобритания А)Бразилиа
2. США Б) Вашингтон
3. Бразилия В) Лондон
Модуль № 4
Тема «Политическая карта»
№ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по выполнению | №, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации |
1.0 | 0. ЦЕЛЬ: Закрепить представление о разнообразии стран современного мира. Закрепить знание основных терминов и понятий темы.. Обобщить знания по теме «Политическая карта мира», закрепить знания номенклатуры Воспроизведение знаний: Фронтальная работа по повторению терминов: суверенные государства, колонии, республики, монархии, унитарные государства, федеративные страны, абсолютная монархия, конституционная монархия, НАТО, ЕС, НИС, ЛАИ, ОПЕК, ООН, теократическая монархия, геополитика, ВВП, ИЧР, политическая география. (словарный диктант) | | |
1.1. | Цель: проверить знание основных терминов по теме «Многообразие стран современного мира». Выполнение географического диктанта | | |
1.2 | Цель: проверка знания карты В тетради запись стран и столиц. 1 вариант: 1. США; 2.Германия; 3. Франция; 4. Италия; 5. Бельгия; 6. Китай; 7. Индонезия; 8. Индия; 9. Алжир; 10. Саудовская Аравия. 2 вариант: 1. Испания; 2. Великобритания; 3. Норвегия; 4. Дания; 5. Швейцария; 6. Иран; 7. Япония; 8. Австралия; 9. Канада; 10. Бразилия. | Письменно в тетради | |
1.3 | Цель: проверить знание основных понятий и терминов по теме «Многообразие стран современного мира». Выполнение тестовой работы. | | |
Приложение к М4
Тестовая работа
I вариант
Большее число стран мира относится к:
а) развивающимся; б) развитым; в) ключевым; г) с переходной экономикой.
2. К развивающимся странам относятся:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Алжир; г) Япония.
3. Установите соответствие:
1. нефтеэкспортирующие страны 2. НИС 3. ключевые | А. Бразилия, Индия Б. Иран, Алжир В. Тайвань, Сингапур |
4. Большинство НИС расположено в:
а) Европе; б) Юго-Западной Азии; в) Юго – Восточной Азии; г) Африке.
5. К группе наименее развитых стран относятся:
а) Чили, Аргентина, Бразилия; б) Мозамбик, Афганистан, Непал;
в) Саудовская Аравия, Катар, Кувейт.
6. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?
а) Великобритания; б) Ватикан; в) Финляндия; г) Саудовская Аравия.
7. Установите соответствие:
1. Венгрия 2. Германия 3. Беларусь 4. Австралия | А) страна в составе СНГ Б) страна с «переходной» экономикой В) страна в составе Содружества Г) страна «большой семерки» |
8.Какие из указанных стран являются одновременно гигантами и по площади и по населению:
а) США; б) Китай; в) Индонезия; г) Нигерия; д) Австралия.
9. В конце ХХ века количество стран и территорий достигло:
а) 120; б) 230; в) 200; г) 320.
10. Каковы общие особенности подгруппы нефтеэкспортирующих стран?
а) низкий уровень ВВП, преобладание с/х;
б) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;
в) высокий уровень ВВП из-за развития нефтедобывающей отрасли.
II вариант
1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:
а) Бразилия; б) США; в) Италия; г) Украина.
2. Большинство монархий в настоящее время находится в:
а) Африке; б) Европе; в) Латинской Америке.
3. По форме правления преобладают страны:
а) монархии; б) республики; в) федерации; г) унитарные.
4. К странам ОПЕК относятся:
а) страны, расположенные в Европе; б) постсоциалистические страны;
в) страны – экспортеры нефти.
5. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Абсолютная монархия 2. Республика 3. Теократическая монархия | А) Ватикан Б) Саудовская Аравия Г) Франция |
6.Что лежит в основе типологии стран?
а) географическое положение; б) ВВП; в) размеры государств.
7. Каковы общие особенности экономически развитых стран?
а) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;
б) низкий уровень ВВП, преобладание добывающей пром-сти;
в) высокий уровень ВВП, преобладание с/х.
8. Установите соответствие:
1. Австралия 2. Болгария 3. Кувейт 4. Италия | А) страна переселенческого капитализма Б) страна – член ОПЕК В) страна – член ЕС Г) страна–постсоциалистическое государство |
9. Какой уровень ВВП соответствует странам НИС?
а)1000$; б) 25000$; в) 500$; г) 300$.
10. Назовите страны "переселенческого капитализма".
а) Австралия, ЮАР, Израиль; б) Индонезия, Малайзия, Япония;
в) Иран, Кувейт, ОАЭ; г) Канада, Германия, Франция.