Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
во второй младшей группе с учётом ФГОС ДО
Тема: «Мир вокруг нас»
Цель: формирование первичных представлений об окружающем мире.
Программное содержание:
- расширять представления детей о растениях и животных;
- учить детей различать понятия «много», «один», «ни одного»;
- учить сооружать простейшие постройки из геометрических фигур;
- закреплять знания детей о цвете, размере и форме предметов;
- закреплять умение сравнивать предметы по величине, определять форму предметов, обследовать форму предметов;
- уточнить представления детей о свойствах воды и песка;
- развивать и обогащать словарный запас детей за счет слов, обозначающих деревья, свойства воды и песка;
- развивать мышление, внимание, память, речь детей;
- развивать конструктивные умения, мелкую моторику рук;
- воспитывать вежливость и умение работать в группе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Оборудование: экран, проектор, видео «Звездопад», видео «Звёздочка исчезает», запись «Птицы в лесу», запись смеха, шума реки, презентация «Животные»; мольберт, магнитная доска, магнитный конструктор «Дикие животные и птицы», магнитный конструктор «Домашние животные», изображения деревьев; камешки, материал для речки, материал для песка (ткань синего и желтого цветов), мостики узкий и широкий, звёздочка из бумаги золотистого цвета; изображения цветов разного размера (красный, жёлтый, синий), лист для создания пейзажа, картинки для создания пейзажа (животные, птицы, лес, дом, камешки, солнце).
Раздаточный материал: изображения деревьев, рыбки из солёного теста, кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки, наклейки – звёздочки.
Предварительная работа: знакомство с дикими и домашними животными, игры и просмотр презентаций по данной теме, чтение художественной литературы соответствующей тематики, экспериментальная деятельность с водой и песком, лепка рыбок из солёного теста.
Структура ОД:
1) вводная часть - 2 минуты;
2) основная часть - 16 минут;
3) заключительная часть - 2 минуты.
Методы и приёмы:
- наглядные: рассматривание наглядно-предметных картинок; просмотр видеозаписей;
- словесные: рассказ воспитателя, объяснение, беседа, вопросы;
- практические: выполнение заданий, поощрение, дидактическая игра, массаж рук, физминутка, рисование;
- проблемные: проблемные ситуации, проблемные вопросы.
Ход образовательной деятельности
Форма организации: дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель сообщает детям, что хочет познакомить их с одним интересным явлением – звездопадом.
Показ слайда «Падающая звезда»
- А вы бы хотели, чтобы звездочка прилетела к нам?
Раздается звук смеха
Дети слышат смех, осматриваются и видят звездочку, здороваются
- Эта звездочка прилетела из другого мира и ей очень хочется узнать, что же есть интересного в нашем мире.
Воспитатель проводит беседу по тексту:
- Кто живет в нашем мире? (слайд 1)
- Кто кроме людей живёт на нашей планете? (слайд 2)
- Какие же у нас есть животные? (слайд 3)
Игра «Сделай правильно»
На магнитной доске дети распределяют на группы животных и птиц
слева от дерева – домашние животные,
справа – дикие животные,
на дереве – птицы
Воспитатель в процессе игры хвалит детей, поощряет их ответы, разрешает детям помогать друг другу в ходе возникших затруднений.
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в птиц и отдохнуть.
- Вокруг себя покрутись и в птичку превратись.
Физминутка «Весёлый воробей»
Воробей с березы (Прыгают на двух ногах, руки вниз)
На дорогу прыг!
Больше нет мороза — (Хлопают в ладоши).
Чик-чирик!
Вот журчит в канавке (Выполняют наклоны влево-вправо),
Быстрый ручеек, (руки на пояс).
И не зябнут лапки — (Прыгают на двух ногах, руки вниз)
Скок-скок-скок!
Высохнут овражки — (Хлопают в ладош).
Прыг, прыг, прыг!
Вылезут букашки — (Выполняют «пружинку», руки на пояс)
Чик-чирик!
- Превращайтесь снова в детей: вокруг себя покрутись и в детей превратись.
Воспитатель проводит беседу о домашних животных
- Где живут домашние животные?
- Что человек делает для домашних животных?
- Что человек строит для домашних животных?
Воспитатель предлагает детям построить животным домики.
Форма организации: дети сидят за столами по 4 человека напротив друг друга.
На столах деревянный геометрический конструктор
(синие треугольники и красные квадраты) по 4 штуки
- Какие геометрические фигуры лежат на столе?
- Какого цвета квадраты?
- Какого цвета треугольники?
- Сколько у вас квадратов?
- Сколько у вас треугольников?
- Каких фигур больше?
- Что можно сказать о фигурах ?
- Построим домики из фигур.
- Из какой фигуры сделаем крышу?
- Из какой фигуры сделаем основание дома?
Форма организации: дети стоят возле воспитателя.
- Мы построили домики для домашних животных. А кто же строит домики для диких животных?
- Где живут дикие животные?
- А что же такое лес?
Форма организации: дети стоят возле магнитной доски
- Вот здесь у нас будет лес
- Сколько тут деревьев?
- Давайте сделаем лес и вырастим тут много деревьев
- А какие деревья вы знаете?
Дети называют деревья и размещают их на магнитной доске.
- А кроме животных, кто еще может жить в лесу?
Воспитатель предлагает детям представить, что они попали в лес:
- Вокруг себя обернись и в лесу очутись.
Воспитатель напоминает детям, что в лесу нельзя шуметь и сорить.
- Давайте немного прогуляемся по лесу и послушаем, как поют птицы
Звучит запись «Птицы в лесу»
Форма организации: дети идут за воспитателем и по окончании слов выходят к речке
Речитативная разминка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
Свои личики погрели,
Поднимая плечики,
Прыгают кузнечики,
Бабочки летали,
Крыльями махали,
Поднимайте ноги выше
Вот мы с вами к речке вышли
Запись «Шум реки»
Воспитатель предлагает детям рассказать звёздочке о речке.
- Что такое речка?
- А какая бывает вода?
- Что можно делать с водой?
- Для чего нам нужна вода?
- Звездочка увидела на другом берегу что-то красивое, что это?
- Как же нам перейти речку?
- Ребята, здесь два мостика. Один широкий, а другой узкий, я пойду по широкому мостику, а вы по какому?
Дети переходят речку и подходят к изображению цветов
- Какого цвета эти растения?
- Какой цветок выше?
- А какой цветок ниже?
- Молодцы, показали звездочке цветы, а что еще есть на берегу?
Воспитатель предлагает детям собрать камешки.
Массаж рук
Камешек в руке катаю,
Взад вперед его гоняю,
Я поглажу им ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапы кошка,
Камешек я разожму
И опять катать начну.
- Камешки мы звездочке показали, какие они ?
- А теперь давайте покажем ей песок.
- Какой бывает песок?
Воспитатель говорит детям о том, что на берегу речки есть песок и камешки и приводит детей к выводу, что не хватает рыбок в речке.
Форма организации: дети сидят за столом.
Воспитатель предлагает детям разукрасить гуашью
рыбок из солёного теста
Воспитатель объясняет детям какого цвета могут быть рыбки (слайд 4)
Правила работы с гуашью и кистью
Пальчиковая гимнастика
Две ладошки прижму (ладони лодочкой, волнообразные движения)
И по морю поплыву
Две ладошки – друзья – (сжимаем руки поочерёдно)
Это лодочка моя. (ладони лодочкой)
Паруса подниму, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (имитируем движения волн и рыбок)
Плывут рыбки тут и там.
Дети под руководством воспитателя разукрашивают гуашью предварительно подготовленных рыбок из солёного теста.
Готовых рыбок дети размещают в речке
и возвращаются на свой берег
- Звездочке очень понравилось у нас, она обязательно расскажет обо всем другим звездочкам. Ей пора улетать, а на память она оставляет вам наклейки – звездочки.
Просмотр видео «Звездочка исчезает»
Рефлексия
Перед детьми рисунок с пейзажем.
На экране слайды животных, птиц, речки, камешков и пр.
Дети, глядя на экран, вспоминают о чём рассказывали звездочке и располагают необходимые изображения на пейзаж.
8