Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Калининский детский сад»
Конспект непосредственно образовательной
совместной деятельности педагога и детей в средней группе
«Дымковская ярмарка»

Цель:
Формирование у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек);
Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками);
Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни.
Развивающие:
Развивать творческую активность;
Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение. Побуждать детей к активному общению;
Развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками;
Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материал к занятию.
Игрушки для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Костюмы в русском стиле для педагога и детей.
Силуэты дымковской барыни белого цвета.
Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.
Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.
Образец дымковской барыни на подставке.
Непосредственно образовательная деятельность
Дети вместе с Мастерицей и Коробейником входят в зал.
Коробейник загадывает детям загадку о дымковской игрушке.
- Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
Ответы детей: - дымковская игрушка.
Мастерица:
- Ребята, я приглашаю вас на ярмарку дымковской игрушки.
Коробейник: ( Предлагает рассмотреть дымковские игрушки).
- Посмотрите, дети, на дымковские игрушки, рассмотрите их. Расскажите каждый о своей игрушке.
Ответы детей:
- Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами.
- Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом.
- Это дымковский баран, у него рога золотые.
- Это дымковская барышня у неё на голове кокошник и пышная юбка.
Физкультминутка:
Мастерица: Ребятушки давайте мы с вами немного разомнёмся
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские,
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки.
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)
Мастерица: Ребята, все эти игрушки сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера – умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. Мастера с такой любовью делали игрушки, что называли их очень ласково:
Воспитатель: Дети:
Не лошадь, а… лошадка
Не утка, а… уточка
Не курица, а… курочка
Не собака, а… собачка
Не петух, а… петушок
Не козел, а… козлик
Не баран, а… барашек
Не олень, а… олешек
Мастерица: А вы хотите стать умельцами?
Ответы детей:
- Да, хотим стать умельцами.
Мастерица: Давайте ребятки пройдём в мастерскую пора приниматься за работу (воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы).
Пальчиковая гимнастика
(дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).
Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,
Их соединяем.
Прищипнём вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.
(воспитатель выставляет на стол заранее приготовленные фигуры барышень)
Мастерица: Вот и готова наша глиняная барышня. А что дальше делают с вылепленными игрушками? Для чего?
Ответы детей:
- ставят в специальную печь - обжигают
- чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались.
Мастерица: Что делали дальше с обожженными фигурками.
Ответы детей: красиво расписывали.
(дети садятся за столы)
Практическая часть
Дети на местах раскрашивают заранее приготовленные фигуры барышень, воспитатель помогает по мере необходимости.
Мастерица: Давайте распишем барышню (задаются воспитателем вопросы конкретному ребёнку.)
-Что на голове у барыни?
- Какие узоры вам знакомы, как они называются?
- Чем ты будешь рисовать?
Ответы детей:
- На барыне кокошник.
- На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии.
- Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком – кружочки, маленькие и большие.
(Расписанные барышни выставляются хороводом на подносе)
Мастерица: Какой получился хоровод?
Ответы детей:
- Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый.
Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши барышни подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать.
Мастерица:
Эй, веселый народ,
Вставай в хоровод!
Будем «Барыню» плясать,
И гостей забавлять!
(Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом).
Итог
Мастерица: Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку.
Коробейник: Понравилось ли вам быть мастерами – умельцами?
Ответы детей:
- Да.
Мастерица: Я думаю, что из вас получатся искусные мастера, очень мне понравились ваши красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки, словно подарки.
Отдохнули все по - праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
Долго - долго помнить будем!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставаться,
до свиданья! (педагог с ребятами кланяются и выходят из зала)