СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «ЗИМА-ЛЕТО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для психологического комфорта. Систематизирование знание детей о сезонных явлениях в природе. Обучение навыкам групповой работы в режиме "Мозгового штурма"

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Тема: «ЗИМА-ЛЕТО»»



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11города Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания.





Тема: «ТРИЗ в образовательном пространстве ДОУ»

Воспитатели:

Гариева Джульетта Зелимхановна

Ахсарова Зарина Казбековна




















Конспект

непосредственной образовательной деятельности в средней группе.

Тема: «ЗИМА-ЛЕТО»

Цели и задачи:

  • Создание условий для психологического комфорта.

  • Систематизирование знаний детей о сезонных явлениях в природе.

  • Обучение навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

  • Развитие навыков целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, словесно-логической фантазии в процессе решения творческих задач.

  • Формирование навыков связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.

  • Закрепление правильного произношения звуков: У, Х, Р, С, Ш, произносить их протяжно, с разной силой голоса.

  • Использование в речи грамматических форм, умение согласовывать существительные с прилагательными. Продолжение формирования умения давать полные ответы на заданные вопросы, согласовать количественные числительные с существительными в роде, числе и падеже.

  • Воспитание дружелюбия, взаимопонимания, интереса и любознательности.

Обогащение словаря:

Белая, холодная, снежная, красочная, гололёд.

Материал и оборудование:

Аудиозапись «Весёлая природа», подарочная коробка, мольберт, белые снежинки, магнитики.





Методические приёмы:

  • Игра-противоречие «ХОРОШО - ПЛОХО».

  • Ресурсный анализ-игра «ЧТО БЫВАЕТ ЛЕТОМ, А ЧТО БЫВАЕТ ЗИМОЙ?».

  • Дидактическая игра «МЯЧ - ПЕРЕДАВАЙ, СЛОВА - НАЗЫВАЙ».

  • Дыхательное упражнение «СНЕЖИНКА».

  • Игра-имитация «ОДЕНЕМСЯ НА ПРГУЛКУ».

  • Артикуляционная гимнастика.

  • Загадывание загадки.

  • ТРИЗ «СНЕЖИНКА».

  • Физкультурная минутка «МОРОЗНАЯ ЗИМА».

  • Метод проблемной ситуации «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

  • Сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Заучивание пальчиковых игр: «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», «ЗИМА», «ЛЕТО», СНЕЖИНКА», «БАБОЧКА», «СНЕГОВИК».

Рассматривание иллюстраций на темы: «ЗИМА», «ЛЕТО».

Наблюдение, беседы о природе, о зиме, о лете.

Малоподвижные игры с элементами ТРИЗ «ПОЛЕ ЧУДЕС», «УЗНАЙ И ОПИШИ», «КАКОЕ БЫВАЕТ?», «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЦЕПОЧКА СЛОВ».

Ход НОД:

Игра- приветствие

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся!







Сюрпризный момент

К детям в гости приходит НЕЗНАЙКА.

Незнайка:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да я НЕЗНАЙКА. Как я люблю зиму. Ведь зимой бывает мой любимый праздник Новый год. И ёлку надо украшать и ДЕД МОРОЗ подарки дарит. Вот этот подарок я храню с Нового года. Теперь жду не дождусь нового подарка. Поэтому зима моё самоё любимое время года.

Воспитатель:

- Незнайка, не только ты любишь это время года. Ребятам нашим тоже нравится зима. Садись и послушай, что тебе дети расскажут о зиме.

- За что вы любите зиму?

Дети:

- Можно на санках, на лыжах, на коньках кататься, в снежки играть, крепость из снега построить. Снеговика вылепить. Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты. Можно даже растопить снег и этой водой поливать комнатные растения.

Воспитатель:

- Неужели так всё хорошо зимой? А что плохо зимой?

Незнайка:

- Плохо когда сильные морозы, можно замёрзнуть. Когда гололёд – можно поскользнуться, упасть и что-нибудь себе повредить. Очень опасно, когда сильные снегопады.

Воспитатель:

- Значит, выходит, что зимой тоже есть и плохое и хорошее.







Незнайка:

- Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы, ребята, что бывает зимой. Летом жарко, а зимой?

Дети:

-Холодно.

Незнайка:

- Летом на деревьях листья, а зимой?

Дети:

- Листьев нет, лежит снег, иней

Незнайка:

- Летом день длинный, а зимой?

Дети:

- Короткий

Незнайка:

- Зимой солнце низко, а летом?

Дети:

- Высоко

Незнайка:

- Летом гуляют на улице долго, а зимой?

Дети:

- Мало.

Незнайка:

- Зимой калина сладкая, а летом?

Дети:





- Кислая.

Незнайка:

- Зимой птицам голодно, а летом?

Дети:

Сытно.

Незнайка:

- Зимой земля покрыта снегом, а летом?

Дети:

- Травой, песком.

«МЯЧ - ПЕРЕДАВАЙ, СЛОВА - НАЗЫВАЙ».

Воспитатель:

(Кидает мяч по очереди каждому ребёнку, называет признаки лета и зимы, дети отвечают)

Воспитатель:

- Зима, какая?

Дети:

- Холодная, морозная, снежная, весёлая.

Воспитатель:

Лето, какое?

Дети:- Жаркое, весёлое, пёстрое.

Воспитатель:

- Снежинка, какая?







Дети:

- Лёгкая, колючая, нежная, холодная.

ИГРА - ИМИТАЦИЯ «ОДЕНЕМСЯ НА ПРГУЛКУ».

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами оденемся на прогулку, надо одеваться быстро, последовательно. Пойдём по дорожке, перешагнём через сугробы, чтобы не намочить ноги в снегу, выйдем на участок.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА



Воспитатель:

- Ребята, а какие звуки можно услышать на улице? В лесу? Во дворе? Как завывает в лесу ветер?

Дети:

- У – У – У – У

Воспитатель:

- Как морозным днём хрустит под ногами снег?

Дети:

- ХР – ХР –ХР – ХР

Воспитатель:

- Как дворник сметает с порога снег?

Дети:

- Ш – Ш – Ш – Ш

Воспитатель:

- Какой звук издают санки? Скользящие лыжи?







Дети:

- С – С – С – С

ДЫХАТЕЛЬНО УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА».

Воспитатель:

- Представьте себе, что вам на варежку упала снежинка, как вы её сдуете? (вдох носом и медленно выдох). А если много снежинок? (вдох носом и прерывистый выдох).

Незнайка:

- А вы любите играть на прогулке? А в какие игры можно играть на прогулке зимой? (ответы детей, имитация возвращения с прогулки по здоровье сберегающей дорожке).

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

С неба падают зимой

И кружатся надо мной.

Лёгкие пушинки

Белые… (снежинки)

Воспитатель:

- Ребята посмотрите, какая у меня красивая коробка. Как вы думаете, что в ней может быть? Давайте, откроем её. (Воспитатель открывает коробку и достаёт снежинку). Какого цвета снежинка? А хотите мы с вами научимся сами придумывать загадки. Придумаем про снежинку загадку. А помогут нам в этом вот эти признаки. (Воспитатель и Незнайка показывают схематические изображения признаков – форма, цвет, величина)

Дети отмечают, что снежинка похожа на звёздочку, солнышко, цветок. Лёгкая как пёрышко, вата. Белая, как облако. Незнайка с помощью детей прикрепляет картинки вокруг снежинки (Пёрышко, звёздочку, солнышко, ватка, облако).







Воспитатель предлагает детям озвучить загадку.

Падает с неба.

Похожа на звёздочку.

Белая как ватка

Лёгкое как пёрышко. Что это?!!! (СНЕЖИНКА)

ФИЗКУЛЬТУРНА МИНУТКА «МОРОЗНАЯ ЗИМА».

Солнце землю греет слабо (Руки вверх – вниз).

По ночам трещит мороз (Руки на поясе, наклоны туловища)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на поясе, повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос (Показать нос)

В речке встала вдруг вода (Потрясти ладошками)

Неподвижна и тверда (Прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится (Дети кружатся)

Заметает всё вокруг белоснежным серебром (Взмахи руками)

Незнайка:

- Ребята, моя бабушка живёт далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живёт на крайнем севере, там снег никогда не тает. Что же мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка траву? Только переезжать они никуда не хотят.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

(Высказывания и ответы детей).

Незнайка:

Спасибо большое, вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу всё, что вы придумали.







Представляю, как обрадуются дедушка с бабушкой. Это для них будет сюрпризом.

(Обсуждение проводится в режиме мозгового штурма. Дети сначала высказывают варианты, затем эти варианты анализируются. Выбираются наиболее удачные)

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель:

- О чём мы с вами сегодня говорили?

- Понравились вам наши увлекательные игры, загадки? Если да, то положите белую снежинку на доску, а если, и, да и нет, то серую снежинку.

(Звучит музыка из мультипликационного фильма «ДЕД МОРОЗ И ЛЕТО») Входит ДЕД МОРОЗ, приветствует детей и гостей. Говорит, что заблудился и попал в летний лес. Просит детей помочь ему вернуться к себе в зимний лес. Дети предлагают варианты. ДЕД МОРОЗ благодарит их, если дети предлагают вариант повести хоровод, то выполняет и просьбу. Раздаёт подарки, (БЕЛЫЙ ЗЕФИР – ВОЛШЕБНЫЙ СНЕГ), прощается, уходит).