Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе ДОУ
Тема: «В гостях у чисел и фигур»
Цель: создать условия для ознакомления с цифрами, счету и сравнению множеств предметов, обобщение геометрических фигур по свойствам.
Предварительная работа: с сентября по декабрь систематическое получение знаний детьми по программе в дидактических играх, НОД, сюжетно-ролевых играх, в совместной деятельности.
Задачи:
Учить сравнивать два множества разнородных предметов ,
Закрепление умения считать предметы с использованием цифры, для показывания числового результата.
Развивать умение воспроизведения количества предметов по числу, с использованием цифр (от 1 до 6).
Продолжать учить обобщать геометрические фигуры по основным свойствам (форма, цвет, размер, толщина) при использовании материала технологии «Блоки Дьенеша».
Формировать умение различать геометрические фигуры по характерным признакам и соотносить их с предметами.
Воспитывать любовь к математики, желание выполнять задание.
Материал и оборудование: игрушка мишка, демонстрационный крупный материал: 5 собачек, 5 кошек, раздаточные цифры 1-5, большие цифры 1-6, счетные линейки на всех детей, предметы имеющие определенную геометрическую форму, изображение геометрических фигур, набор « Блоки Дьенеша», указка.
Ход НОД
(Дети стоят к кругу. Воспитатель обращается к детям и
показывает игрушку).
- Мишка говорит, что научился считать и хочет это показать.
- Один, два, семь, пять, три…ой, я забыл, как надо правильно считать.
-Мишка, не плачь. Дети тебя научат правильно считать познакомят тебя с геометрическими фигурами
(Игрушку педагог сажает рядом с доской на стул).
Ребята, давайте вспомним счет до 5. Кто мне поможет? Кто посчитает? Молодцы. Мишка, запомнил?!
(Воспитатель предлагает детям пройти на рабочее место)
- Посмотрите на доску. В окнах дома мы видим животных.
Это верхний этаж, это – нижний. Сосчитайте животных верхнего этажа и покажите ответ своей цифрой.
- Сосчитайте жителей нижнего этажа, ответ покажите цифрой.
Дети считают, показывают цифру 4.
- Что скажете о числе верхнего этажа? а нижнего?
Дети считают,
показывают цифру 5.
Их меньше,4…Их
больше,5...
- Как сделать одинаковое число? Что бы внизу было
столько же жителей сколько и сверху?
-Нужно вверху добавить
одно животное (ребенок
выполняет)
- И теперь мы скажем…
-одинаковое число
- Сейчас с первого этажа уехали жильцы, сколько
осталось?
Дети показывают цифру 3.
- А с верхнего уехал один жилец, сколько сверху?
-Дети считают и показывают 4.
Идет сравнение аналогично первому.
-Молодцы! Что скажем о числе?
4 3
Поиграем в игру «Учитель ученик парами»
-Вы выходите парами, один ребенок «ученик», второй
«учитель». Учитель ученику показывает цифру ,ученик
узнав цифру хлопает столько раз, какую цифру он видит,
затем вы поменяетесь ролями.
Дети по двое выходят и игра начинается, дети самостоятельно берут цифры
- Молодцы! Возьмите счетные линейки с окошками игра
«День – ночь». Вы будете открывать окошко, в них
загораться свет, а затем днем закрывать. Нужно открыть
столько окошек, какую цифру вы увидите.
(Дети сидят лицом к столу)
-Мы обещали Мишке показать геометрические фигуры, у
вас на столах с изображением предметов, соотнесите их,
пожалуйста, с фигурами, которые я буду показывать, если
совпадут - подходите к мишке, ко мне.
- Мишке тоже хочется почувствовать, давайте ему дадим карточку.
(мишка первый раз перепутал, второй раз сделал все правильно)
- Ребята, у нас «дети» фигуры потеряли своих мам, сами не
могут их отыскать. (Педагог выкладывает фигуры на ковер,
где фигуры разной формы, толщины, цвета, размера).
- Возьмите и рассмотрите свою фигуру, маленькие по размеру – дети, большие – мамы. Разойдитесь по парам, мамы ищут детей.
Дети встают так: у кого большие треугольники встают к маленьким; большие квадраты к маленьким; большие прямоугольники к маленьким.
- Дети вы встали вместе правильно, а вы кто?
- Расскажите каждый о себе
- мы «круги»…Я маленький круг, а я большой мы красного цвета, толстые, и так дети по очереди объясняют, почему именно так они встали.
Итог.
(Воспитатель показывает детям игрушку медведя)
- Спасибо, дети, столько я узнал: как считать, сравнивать, учился отсчитывать, узнавать фигуры, соотносить с предметами. Какие вы умные, но я буду стараться.
А Вам понравилось занятие?
Дидактические игры для выработки навыков счета с использованием различных анализаторов
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число. Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) только раз, сколько раз ударит молоточек.
«Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7. Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.