2 | Основной Время: 15-16 мин. Цель: Развивать артикуляционную моторику. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Ч]. Продолжать знакомить с буквой Ч. Автоматизировать звука [Ч ] в словах и фразах. Автоматизировать звука [Ч ] в словах и фразах. Развивать внимание, навыки самоконтроля. Развивать мимическую моторику. Развивать способность к словообразованию. Развивать мимическую моторику. | 1. Артикуляционная гимнастика. Цель: отработать основные компоненты правильной артикуляции звука. "Крылечко" Чок - чок, чок- чок, Я - весёлый язычок! Побегу сейчас гулять, На крылечке загорать. "Часики" Чок-чок, чок-чок, Наш весёлый язычок На часы взглянул - идут: "Тик-так, тики-тук!" "Вкусное варенье" На солнышке повалялся И проголодался. "Маляр" Хватит отдыхать, вставай! Не ленись и не зевай, В руки кисточку возьми, Потолочек побели. "Чашечка" Потолочек побелили, А ведь чашки не помыли! Чок-чок,чок-чок, Я весёлый язычок. День прошел и - на бочок. 2. Изолированное произнесение звука [Ч]. Цель: Уточнить артикуляцию звука [Ч] (положение язычка, губ). -Покажи, куда ставим язычок, когда произносим звук [Ч]? - Предупреди всех, что язычок лёг спать! - Ч-ч-ч-ч. 3. Закрепление знания о букве Ч. Цель: закрепить зрительный образ буквы, учить распознавать ее среди других букв. - В какой букве живет звук [Ч]? - Нарисуй пальчиком в воздухе букву Ч. - Буквы рассыпались. Помоги найти букву Ч. - Выложи ниточкой букву Ч . (Дать коврик из ковролина и цветные нитки. Если ребенок выкладывает букву нитками темного цвета, предложить сделать букву «радостной», т.е. выложить ее ниткой яркого цвета ). Давай подарим ее Лесовичку. 4. Автоматизация звука [Ч] в слогах. -Лесовичок разговаривает на своем лесном языке. Повтори, что он сказал. ач-оч-уч ча-чо-чу очк-ычк ыч-ач-ыч чу-ча-чу учк-ачк Так он сообщил, что мы попали в его сказочный лес. 5. Автоматизация звука [Ч] в словах и фразах. Кто же здесь еще живет? (Показываю игрушку белки). - Это белочка. Она запасливая. Любит собирать предметы, в названии которых есть звук [Ч]. Подари ей предметы с этим звуком. Произнеси слова четко, выделяя звук [Ч]. Проверь себя, правильно ли ты отобрал карточки. (Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ч] и нет данного звука). Белочка благодарит тебя. Покажи, как она рада. А вот еще волшебные жители. Это великаны и гномики. (Показываю изображение великана и гномика). Давай вместе про них расскажем. - У великана большой стул, а у гномика маленький… - У великана стакан, а у гномика… - У великана большая кровать, а у гномика…. А теперь расскажи сам. (Показываю изображение большой и маленькой чашки, больших и маленьких часов, большого и маленького чемодана, больших и маленьких качелей). -Пора прощаться с лесными жителями. Покажи, как они огорчились расставанию… Пообещаем им сюрприз. Покажи, как они удивились…и как обрадовались… 6. Физкультминутка. Цель: предотвратить усталость, учить соотносить движения с речью, автоматизировать звук [Ч] в фразовой речи. -Поехали домой на поезде! Загудел паровоз и вагончики повез. Чох-чох, чу-чу-чу…Далеко я укачу! -Вот мы и дома! А теперь угадай, какой сюрприз я приготовила Лесовичку и его друзьям. Спал цветок - и вдруг проснулся, Больше спать не захотел! Потянулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. -Про кого эта загадка? -Правильно. А вот и она. (Держу в руках за ниточку заготовку бумажной бабочки). - Проверь, может ли она летать. Цель: способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. - Как думаешь, понравится бабочка жителям сказочного леса? - Я тоже так думаю. Хочешь ее украсить? | Ребенок выполняет предложенные артикуляционные упражнения перед зеркалом. Ребенок показывает артикуляцию звука [ Ч]. Ребенок произносит «ч-ч-ч-ч-ч». - В букве Ч. Ребенок в воздухе рисует букву. Ребенок находит букву Ч. Ребенок выкладывает букву Ч на коврике. Ребенок произносит слоговые ряды по образцу. -Белочка. Ребенок находит картинки, в названии которых есть звук [Ч ], и проговаривает: - Возьми, белочка, колокольчик (чашку, очки, чемодан, часы, чайник). Ребенок мимикой изображает радость. - стульчик. - маленький стаканчик. - маленькая кроваточка. - У великана большая чашка, а гномика маленькая чашечка. - У великана большие часы, а у гномика маленькие часики. - У великана большой чемодан, а у гномика маленький чемоданчик. - У великана большие качели, а у гномика маленькие качельки. Ребенок мимикой изображает грусть, удивление, радость. Ребенок по показу взрослого выполняет движения. Руки согнуты в локтях, вытягивает руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза.( Выполнять упражнения, произнося утрированно звук[ Ч]). -Про бабочку. Ребенок дует на бабочку. (Добиваться длительного выдоха) - Не очень, она не цветная. - Да. |