Познакомить детей с достопримечательностями родного города: рассказать о защитниках Отечества. Познакомить с памятниками тем, кто сражался за Родину во время Великой Отечественной войны. Уточнить месторасположение памятников в городе и на карте.
Развивать интерес к историческому прошлому города.
Словарная работа: учить отвечать на вопросы. Обогатить детский словарь новыми словами – наукоград, обелиск, бронепоезд, госпиталь.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою Родину.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?
(ответы детей – Жуковский) Правильно, наш город Жуковский – наукоград. Как вы понимаете слово наукоград? (ответы детей). Наукоград – это город, в котором проводятся научные исследования. У нас – в авиации. Но не сразу наш город стал носить статус наукограда. Раньше на месте Жуковского находился рабочий поселок Стаханова.
Звучит песня «Вставай страна огромная»
Воспитатель: «Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину», - такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа. Началась Великая Отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей, она коснулась и нашего города. Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжной вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Будто на город надвинулась черная туча. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества.
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей) Да, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Народ помнить о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну. Как он о них помнит? (слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.)
Воспитатель: Наш город тоже чтит память погибших. В городе Жуковском есть памятники посвященные героям Великой Отечественной войны. Давайте посмотрим на карту нашего города (дети подходят к мольберту с картой).
Воспитатель: На улице Мичурина установлен мемориальный комплекс участникам Великой Отечественной войны (дети наклеивают фотографию памятника на карту). Посмотрите, у подножья обелиска расположены солдатская каска и автомат – символы войны. На стене памяти написано «Вечная память – погибшим, низкий поклон живым…», перечислены фамилии погибших. Раз в год к нему приходят ветераны, чтобы вспомнить годы боевой славы, почтить память погибших товарищей.
Воспитатель: Давайте и мы в честь ветеранов прочтем стихотворение.
Майский день сорок пятого
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот памятник. Кто-нибудь его видел? (ответы детей) В конце 1941 года предприятия Раменского и Стаханова смонтировали бронепоезд «Москвич», который в апреле 1942 года был отправлен на фронт. Теперь на улице Фрунзе стоит памятник, посвященный этому бронепоезду. «Путь боевой славы бронепоезда «Москвич» - написано с одной его стороны. «Строителям и бойцам бронепоезда «Москвич» от комсомольцев города Жуковского» - гласит вторая надпись (дети наклеивают фотографию памятника на карту).
Воспитатель и дети проходят к другому стенду.
Воспитатель: В годы Великой Отечественной войны в здании школы №1 размещался военный госпиталь воздушно-десантных войск. Он открылся зимой 1942 года. В госпитале было два хирургических и одно терапевтическое отделение. Посмотрите, а это фотографии выпускников, которые со школьной скамьи пошли защищать свой город, свою Родину, и погибли на поле боя.
Воспитатель: Напротив школы №1 расположен памятник скорбящей матери - это памятник двум подвигам: подвигу Защитников Отечества, не пустившим врага на свою святую землю, и подвигу матерей, вырастивших этих защитников, благословивших их на ратный путь. У подножья памятника горит Вечный огонь (дети наклеивают фотографию памятника на карту). Ребята, а кто мне может сказать, что такое Вечный огонь, зачем мы его зажигаем? (ответы детей) Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Во многих городах России горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Жуковчане помнят тех, кто погиб. Они приносят к памятнику цветы. Давайте и мы с вами сделаем гвоздики.
Звучит вальс «Дунайские волны». Дети делают гвоздики из гафрированной бумаги.
Воспитатель: Ребята, этот памятник вам тоже знаком. Он находится на улице Баженова, рядом с Быковским кладбищем. Памятник называется «Подвиг».
Посмотрите на фотографии – автор запечатлел момент падения солдата. Раненный, он вскинул руки вверх; раненный, но не сдающийся. У подножья памятника находится братская могила (дети наклеивают фотографию памятника на карту).
Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнем,
Теперь они лежат в могилах братских
Плечом к плечу в бессмертии своем.
Воспитатель: Давайте возложим наши гвоздики у подножья памятника (дети возлагают цветы)
Воспитатель: Подводя итог нашего занятия, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение.
Навек запомни.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто бы ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все что мог.
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Воспитатель: Ребята, в этом году мы празднуем 70 лет Великой победы! Чтим ветеранов, помним погибших и преклоняемся перед их подвигом.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по памятным местам. Ребята, какие памятники мы посетили? Вспомните, где они находятся? Кому они посвящены? (ответы детей)