СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

                       "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

"Волшебный сундучок Деда Грамотея"


Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.


Ход занятия:

/Стук в дверь/


Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей. »


Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!


Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

звук?

Дети: М-м-м…

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.


Дети: А-а-а…


Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?


Дети: Гласный.


Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.


Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!


(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)


Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:


Не куст, а с листочками,


Не человек, а разговаривает,


Не рубашка, а сшита.


Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!


(Находят второй ключ, выполняют второе задание./


Задание №2.


Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!


Над лугами, над водой


Хлынул дождик проливной,


А потом повисло


В небе коромысло.


Ребятишек радует


Цветная … (радуга).


Утром дед спросил у внучки:


Почему не моешь… (ручки)


Михаил играл в футбол


И забил в ворота…(гол)


4) Солнце светит очень ярко,


Бегемоту очень … (жарко).


Где обедал воробей?


В зоопарке у…(зверей)


У себя в саду Андрейка


Поливал цветы из… (лейки)


Жук упал и встать не может,


Ждёт он, кто ему…(поможет)


(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)


Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:


Посмотрите, дом стоит,


До краёв водой налит,


Без окошек, но не мрачный,


С четырёх сторон прозрачный.


В этом домике жильцы –


Все умелые пловцы.


(Аквариум)


(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)


Задание №3.


Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.


«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».


Вопросы к детям:


Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?


Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)


Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.


(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).


Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?


Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».


Физминутка:


Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,


Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.


Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,


Три – нагнулся. Надо на носочки встать.


(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)


Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:


Пишет он, когда диктуют,


Он и чертит, и рисует, -


А сегодня вечерком


Он раскрасит наш альбом.


Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!


Задание №4.


Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)


(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).


Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:


Что за чудо – кирпичи


Я в подарок получил.


Что сложу из них – сломаю,


Всё сначала начинаю.


(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)


Задание №5.


Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!


Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.


Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)


Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)


Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)


Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)


Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)


Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)


(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).


Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:


Бьют его, а он не плачет,


Только выше, выше скачет!


Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)


Задание №6.


Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.


А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.


Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.


(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)


После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.


Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!


Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!


Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?


Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!