Зимующие птицы. «Звук и буква «Н».
Цель: Создать условия для знакомства со звуком «Н» как согласным звуком, способствовать развитию фонематического слуха. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: картинки птиц, снежинки,изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, птички-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, зеркала .
Ход НОД:
На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Ребята, какие снежные слова вы запомнили?
- Снег, снежные, снегурки, снеговик…
- А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?
-Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.
- Молодцы, все снежные слова вспомнили.
2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.
- Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.
А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?
-Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
3 -Игра «Кормушка»
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю посчитать птиц, сколько и каких птиц прилетело к нашей кормушке.
- Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут ...
(Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
- Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко
Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку?(нитка)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)
- Какой первый звук в словах «нитка» и «НОСОРОГ»? («Н -Нь»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
- Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
(картинки на каждого) цветы зелёный и синий.
Знакомство с буквой «Н»
- На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).
- Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.
Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.
Прописывание буквы, чтение слогов
- Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.
- Прочитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.
Фонетический разбор слов «ЛУНА»,
- Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).
- Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.
Подведение итога занятия
- Чему сегодня научился Незнайка у нас?