Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое царство»
I. Программное содержание:
Обучающие и закрепляющие задачи:
Расставлять их по порядку от меньшего к большему.
день недели с определенным цветом.
Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение различать их и слажевать по образцу.
Закреплять умение детей составлять арифметические задачи на сложения и вычитания в пределах 10 самостоятельно выбирать нужный знак.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов)
Словесный ( напоминание, указание ,вопросы, индивидуальные ответы детей)
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», мяч
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрические фигуры .
Ход занятия
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
На вопросы отвечаем
Ни минутки не теряем.
Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!
Стук в дверь : передается конверт « Вам письмо»
« Большое спасибо» Интересно дети от кого оно.
Конверт с письмом оформлен цифрами знаками геометрическими фигурами.
Письмо Царицы Математики: « Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в , что в мое царство забрался двоечник и хулиган. Они сотворили ужасные вещи: перепутали дни недели, разрушили геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знают цифр не знают как образуется число10. Они так перепутали так все цифры, что число 10 никак не получается . Перепутали все геометрические фигуры из которых состояли животные, решили задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве — государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята если вы смелые, сообразительные, внимательные, и не боитесь трудностей поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика .
« Ну, что ребята поможем Царице Математики навести порядок в ее математическом царстве — государстве?»
« Но попасть в это царство совсем не просто для ,этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!
Дети стоят в кругу и поочереди отвечают на вопросы
1 Сколько ушей у двух кошек (4)
2 Сколько дней в недели ( 7 )
Сколько глаз у светофора ( 3 )
Сколько солнышек на небе ( 1 )
Сколько пальцев на одной руке ( 5 )
Сколько лап у 2 собак ( 8 )
Сколько пальцев на 2 рук ( 10 )
Сколько солнышек на небе ночью ( 0 )
Сколько в недели выходных дней ( 2 )
10. Всего 5 времен года ( 4 )
11. Сколько в году месяцев ( 12 )
Молодцы ребята вы успешно прошли пароль и теперь мы с вами в математическом царстве .
А вот и первое задание: Двоечник перепутал дни недели и все их перемишал. Нам нужно с вами перепутанные дни недели построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого нам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Ход: семь цветных картонных листов размером А5.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – фиолетовый,
вторник – синий,
среда – голубая,
четверг – зеленый,
пятница – желтая,
суббота – оранжевая,
воскресенье – красное.
Дети берут по одной карточке.
Обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Выстраиваются в указанном порядке.
«Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Молодцы!
А теперь давайте с вами присядем за столы.
2- рое задание :
Двоечник перепутал все цифры и они не знают где стоят в числовом ряду . Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи картонных цифр от 1 до 10).
Андрей, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил. Никита , попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Молодцы , вы отлично справились со вторым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
И я читаю следующее задание: 3
Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить нужный знак.
7 2 9 10
1 4 3 8
8 7
6 4
5 5
4 5
А Егор поможет выполнить это задание возле доски.
Молодцы и с этим заданиям вы справились.
А теперь давайте с вами немного отдохнем. Вставайте возле своих стульчиков и повторяйте за мной.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»
Вот фигуры- непоседы,
Любят в прятки поиграть.
давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми
До овала доставай! вверх руками.
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
Мы с вами немного отдохнули давайте присядем на свои места . И нас ждет следующие задание № 4
В математическом царстве жили геометрические животные ( которые состояли из геометрических фигур) Злой хулиган разрушил их, и мы должны их с вами сложить обратно. У вас на столах лежат тарелочки, в которых лежат геометрические фигуры. Давайте с вами по образцу который лежит у каждого из вас, сложим животные. Приступаем животные ( заяц, белка, медведь, лиса )
Дети выполняют задания: выполнили
А мне скажет Саша какое животное ты выложил ( Белку) Из каких геометрических фигур оно состоит
А ты Женя ( Волка ) …....
Молодцы ! Все животные собраны.
А нам предстоит следующие задание №5 решить арифметические задачки:
У вас на столах в конвертиках лежат знаки « +» « -» « =» с помощью их мы будем решать задачи . Выложите их и слушайте внимательно чтобы не ошибиться в решении. А ко мне к доске выходит( Максим Наташа Диана ) и помогают в решении.
И так приступаем
«Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Молодцы ребята вы все прекрасно справились с задачками.
И мы почти с вами освободили математическое царство, и нас ждет с вами последнее задание.
Графический диктант . У вас на столах, лежат листочки в клеточку и простые карандаши
Сейчас мы с вами будем рисовать интересную фигурку. Какую , я вам не скажу. Это вы увидите,если правильно выполните работу, будете внимательно меня слушать и не путать право-лево. Я буду вам диктовать на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим,что получилось. Старайтесь, чтобы линии были у вас ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный
Диктант «Золотой ключик»
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки:отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Посмотрите что у вас получилось: дети золотой ключик .
Молодцы ребята, вы все очень внимательны! Вы все прекрасно справились со всеми заданиями . И нам, с вами пора возращаться в детский сад, но для выхода из математического царства нужен пароль. Я всех вас приглашаю выйти на ковер и поиграть в игру.
« Не зевай быстро на вопросы отвечай» ( с мячом)
Напомните мне какое сейчас время года?
Сколько всего времен года? ( назовите их )
Вспомните и назовите все месяцы начиная с января
А, какой сейчас день недели?
Число?
Месяц?
Год?
Сосчитай от 1 до 10?
Сосчитай от 10 до 1?
Сосчитай от 10 до 20?
Назови день недели который я пропустила ( понедельник, вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье )
Назови лишнее слово в ряду ( обьясните)
зима, среда, весна, лето
один ,два ,круг, четыре
+, - , пятница, =
круг, квадрат, март, треугольник .
Ну вот мы и дома в детском саду. Все математические приключения позади ребята а теперь скажите вам было очень трудно Дети совсем нетрудно а даже интересно. Входит воспитатель соседней группы и говорит «Вам письмо с посылкой.»
Большое спасибо.
Дети это письмо от царицы математики. Дорогие ребята я благодарю вас за помощь. Вы прекрасно справились со всеми заданиями и спасли математическое царство в котором теперь царит абсолютная точность и порядок. Спасибо вам и от меня вам маленькие сувениры . С уважен царица математики. Детям вручают смайлики .