СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого мероприятия Тема: А.А. Ахматова И надо снова научиться жить..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Показать, как исполнена поэмой “Реквием” гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве, какова идея произведения.

 2.Проанализировать поэму «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосье»: голос поэта, матери и историка.

 

3. Вспомнить, кто из художников ,композиторов обращался к  теме реквиема, воспитывать интерес к русской литературе, прививать чувство прекрасного, формировать активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого мероприятия Тема: А.А. Ахматова И надо снова научиться жить..."»

Конспект открытого мероприятия

Тема:

А.А. Ахматова

И надо снова научиться жить..."



Цели:

1.Показать, как исполнена поэмой “Реквием” гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве, какова идея произведения.

2.Проанализировать поэму «как настоящую драму», пытаясь услышать «многоголосье»: голос поэта, матери и историка.


3. Вспомнить, кто из художников ,композиторов обращался к теме реквиема, воспитывать интерес к русской литературе, прививать чувство прекрасного, формировать активную жизненную позицию.



Задачи: развить умение работать в группе , углубить умение работать с текстом.

Оборудование:

Компьютер, презентация, мультимедиасистема, портрет А.А.Ахматовой, свечи, сборники стихов А.А. Ахматовой

Время проведения – 45 минут.

Возраст: 9-11 классы.

Класс делится на 3 группы: историки, литературоведы, исследователи

Ход мероприятия

Учитель:

-Здравствуйте! Меня зовут Карина Ивановна. Я вам предлагаю провести наше занятие в форме литературной гостиной. Для эффективной работы прошу вас разделиться на группы в соответствии с вашими интересами. Сегодня работают три группы. Кто интересуется историей займите место в группе историков. Кто любит литературу прошу присоединиться к группе литераторов, а смелых экспериментаторов, будущих ученых ждет группа исследователей.

- Чем обосновывается ваш выбор?

(я люблю поэзию, увлекаюсь биографией писателей, люблю уроки литературы))

- А для вас дети, история любимый предмет?

(да, конечно я люблю свою Родину и хочу знать историю страны,)

- А вы почему выбрали эту группу?

(а мне нравится исследовать и узнавать что-то новое)

на нашем занятии присутствуют гости: Юлия Милавина и Дарья Кальник

Учитель: « И упало каменное слово…»

Учитель: Я прочла вам фрагмент из поэмы моей любимой поэтессы Анны Ахматовой «Реквием». Поэзия и личность Ахматовой – неповторимое чудо жизни. Она пришла в мир с уже сложившимся взглядом на мир, никогда никого не напоминала, и ни один из подражателей не приблизился к её уровню. В литературу вступила сразу как уже сложившийся стихотворец. Русской Сапфо называли молодую Ахматову.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

ответы детей – о великой поэтессе Ахматовой, о ее жизненном пути, о том какой вклад Ахматова внесла в мировую литературу)

Учитель: Да ребята правильно, сегодня мы проанализируем поэму «как настоящую драму», пытаемся услышать «многоголосье»: голос поэта, матери и историка.

и тема нашего занятия «И надо снова научиться жить» по произведению Анны Ахматовой «Реквием»

Судьба А.Ахматовой тесно переплетена с судьбой страны. Она жила в переломные моменты истории нашего государства.

просмотр фильма (з мин)

Учитель:

- Какое впечатление произвел на вас фильм?

(ответы детей)

- Какие ключевые слова вы выделили? (горе,страх,смерть,сила, мощь)

Учитель: Горе, смерть, страх, все это нашло отражение в поэме «Реквием». 1930-е годы для нашей страны были крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и воздушных парадов. И в то же время именно 1930-е годы – самые кровавые и страшные, невозможно быть человеку счастливым в обществе, построенном на насилии, репрессиях, расправах с инакомыслящими. Люди в прихожих держали чемоданы с вещами на тот случай, что ночью за ними могут приехать и арестовать.



Учитель : слайд

«Нет я не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ , к несчастью был.»



Группа литературоведов исследует тему исторической памяти в творчестве А.Ахматовой

группа историков назовет исторические события, отраженные в поэме «Реквием»

Группа исследователей выделит основные сюжетные линии, определит связь художественного произведения с библейской историей.

на столах у вас задания. для ответа на поставленные вопросы вы можете воспользоваться сборником стихов А.Ахматовой, справочными материалами, время 3 минуты

(время для подготовки)

Учитель: Группа литературоведов у вас было наиболее трудное задание, вам надо рассказать биографию от первого лица, вы готовы?

- Инсценировка (биография)

- Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребенком я была перевезена на Север – в Царское Село. Мои первые воспоминания царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая как учительница , занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. В1910 году вышла замуж за поэта Н. Гумилева. И у нас родился сын Левушка…Именно его трагическая судьба привела к написанию поэмы.


Учитель: А сейчас мы услышим голос Анны Ахматовой о страшных годах ежовщины. (Слайд голос Ахматова)

(учитель обращается к группе историков)

О каком времени говорит Анна Ахматова, что значит ежовщина?

(ответы детей)

(учитель обращается к литературоведам)

Продолжите рассказ о дальнейшей судьбе А.Ахматовой

инсценировка

В 1921-м по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован и вскоре расстрелян мой бывший муж - Николай Гумилёв, а в 1935-м такая же участь постигла сына – Лёвушку. Его приговорили к смерти, а затем заменили её лагерями, в которых сын провёл 20 лет.

Работа литературоведов:

Ребята прочтите вступление к поэме «Реквием» посвящение.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Учитель:

- Какова главная мысль вступления поэмы «Реквием»?

(речь идет о великом горе, о трагедии, о массовых репрессиях в истории страны)

(учитель обращается к историкам)

-Поясните значение слова «репрессия»

(ответы из словаря)

Ребята вы нашли строчки из поэмы, где описан арест ее сына , и что она чувствует, зачитайте отрывок

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе... не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.



(обращаешься к историкам)

Учитель: А кто же такие стрельцы ?

(ответы)

Поэтессу занимают уже не только личные переживания, но и людское горе .Меняется и поэтическая манера: на смену живому разговору с читателем приходит интонация боли. Трагедии. Пророчества. Чашу испытаний Ахматова испила до конца.


Обращение к смерти (стих)


учитель: Почему же поэма названа «Реквием»?


Работа исследователей:

Давайте обратимся к словарю, что такое реквием. (слайд) Кто из художников, поэтов, композиторов обращался к теме реквиема? (предположительные ответы детей). Мы с вами прослушаем музыкальный фрагмент Моцарта «Реквием»

(звучит фрагмент произведения Моцарта «Реквием»)

Учитель: Льва Гумилёва, сына А. Ахматовой, арестовывали трижды, начиная с 1935года. В перерывах между арестами он успел проявить себя как незаурядный учёный-историк. В 1948 году, едва освободившись, защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. А в 1949 году вновь был арестован и осуждён на 10 лет лагерей. Вернулся из ссылки сын в 1956 году. Анна Ахматова, не помня себя от горя, пишет письмо Сталину. Льва отпускают, а потом арестовывают опять.

(обращаешься к литературоведам)

в каких строках поэмы поэтесса переживает за судьбу своего сына.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу -

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Историки

- Как вы думаете, кто жертва? (весь народ, осужденных полки. Вся Русь)

- Найдите в строчках стихотворения кто палач?

( он один, зато есть его помощники ,разъезжающие на «черных марусях». Их определяет только одна деталь «верх шапки голубой». Поскольку они нелюди,о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно, кто он-Хозяин этой безумной страны.) Найдите что такое «черные маруси» и кто носил фуражки с голубым верхом?

Ахматова создавала поэму в течение двадцати лет. «Реквием» не записывался. Л. Чуковская, близкая подруга поэта в 1930-40-е годы, писала: «Это был ритуал: руки, спичка, пепельница». «Реквием» знали наизусть еще одиннадцать человек, но ни один не предал Ахматову — писать, читать и даже слушать поэму о «страшных годах ежовщины» было опасным занятием. Именно об этом и говорил О. Мандельштам: «Только у нас в стране уважают поэзию — за нее убивают».


Исследователи: Почему даты написания частей произведения разные? Назовите эти даты? Как они связаны с судьбой Ахматовой?

Даты под стихотворениями, составляющими «Реквием», разные, но все они связаны у Ахматовой с трагическими пиками горестных событий тех лет: арестом сына – в 1935 году, вторым арестом – в 1939, вынесением приговора, хлопотами по делу, днями отчаяния …



Другой вопрос над которым работали исследователи.Какие христианские мотивы звучат в поэме « Реквием».Сравните образ Ахматовой и сына с образом Богоматери
В поэме есть два плана: реальный биографический- Ахматова и судьба ее арестованного сына; и символический- Мария и ее сын Иисус. Образе Богоматери символизирует горе всех матерей мира, детей которых убивают ,и если Иисусу-смерть, ей-страдания: старость, страх, молитва. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли сближается с ней. И нет спасения. Постепенно к «Эпилогу», его первой части, голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно.



Песня







Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.



Учитель: В ее стихах слышится стон. Они посвящены репрессированным поэтам, невинным жертвам сталинизма. Очень личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей – в пространстве России и во времени (беспредельном – и в прошлом, и в будущем)

В ней звучат колокола погребальным звоном. Героиня не может ни на что опереться в этом мире – «все перепуталось, вовек…». «Реквием» - это обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Ахматовский «Реквием» - молитва и плач о сыне, о муже, о друзьях о многих и многих людях, не только погибших, но и живых.

танец

Свет свечи – это символ надежды, я зажигаю дань памяти погибших в те страшные годы . Только надежда поддерживала многомиллионный народ. Только надежда поддерживала поэта. (звучит реквием)

Я зажигаю свечу……




















.