СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Туранская равнина.

 

Цель: Сформировать знания о физико – географическом положении Туранской равнины на территории Казахстана, о геологическом строении и закономерностях формирования полезных ископаемых, особенностях климатических условий и их влияние на формирование природных комплексов и речной системы.

Ожидаемый результат: Знать физико – географическое положение Туранской равнины на территории Казахстана, геологическое строение и закономерности формирования полезных ископаемых, особенности климатических условий и их влияние на формирование природных комплексов и речной системы, показывать все на карте. Умение обобщать и делать выводы, используя  различные источники знаний.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Методы и приемы: наглядно-практические, частично-поисковые.

Дидактическое обеспечение урока:  физическая карта Казахстана,  маршрутные  лист, маркеры, атласы, контурные карты, учебник, тексты. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Урок № 47 Дата ___________


Тема: Туранская равнина.


Цель: Сформировать знания о физико – географическом положении Туранской равнины на территории Казахстана, о геологическом строении и закономерностях формирования полезных ископаемых, особенностях климатических условий и их влияние на формирование природных комплексов и речной системы.

Ожидаемый результат: Знать физико – географическое положение Туранской равнины на территории Казахстана, геологическое строение и закономерности формирования полезных ископаемых, особенности климатических условий и их влияние на формирование природных комплексов и речной системы, показывать все на карте. Умение обобщать и делать выводы, используя различные источники знаний.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Методы и приемы: наглядно-практические, частично-поисковые.

Дидактическое обеспечение урока: физическая карта Казахстана, маршрутные лист, маркеры, атласы, контурные карты, учебник, тексты.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Тренинг «Черта».

- Все мы разные по характеру, внешнему виду, привычкам и интересам, но есть многое, что нас объединяет. Встаньте парами лицом друг к другу. Если мое высказывание к вам относится, то делайте шаг вперед и обнимайте напарника.

Сегодня хорошо позавтракал.

Порадовался новому хорошему дню.

Рад сегодня видеть своих одноклассников.

Считает, что ему повезло учиться с такими ребятами.

Готов поделится своими знаниями на сегодняшнем уроке.

II. Проверка домашнего задания.

I. Этап «Вызов». Прием «Мозговой штурм».

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают:

1. ВЕР еще называют ... (Русской)

1. В основании ВЕР находится ......(Восточно-Европейская платформа)

2. Количество осадков, выпадающее на ВЕР (юг – 140 мм, север – 350 мм).

3. Прикаспийская низменность покрыта мощным слоем....(песчанно глинистых и глинистых отложений)

4. В низинах и балках растут....(береза, тополь, степная акация, таволга)

5. К каким бассейнам относятся реки этого края? (Бассену внутренного стока, Каспий)

6. Ценным животным Каспийског моря считается....(каспийский тюлень)

7. Освоение нефтегазовых месторождений привело к осложнению .....(экологической обстановки в регионе).


III. Изучение нового материала. Для определения темы урока, откройте атласы и найдите объекты, о которых мы будем сегодня говорить:


БАНК СЛОВ

НАША ТЕМА

1. Горы Мангыстау

2. Улькен Борсык

3. Киши Борсык

4. Плато Торгай

5. Приаральские Каракумы

6. Пески Кызылкум

7. Бетпакдала

8. Мойынкум



Что объединяет все эти объекты? (расположены на Туранской плите).

Тема урока: Туранская равнина.

Эпиграф:

Раскалённое белое солнце,
утомлённая зноем земля,
увядающий цвет всех суконцев,
мотыльки, комары, мухи, тля,
суховеи, морящие степи,
солончак, изъедающий плоть,
и такыры, зло рвущие цепи,
лишь оазис – спасительный плот.
Время чудных ночных звездопадов –
метеорных потоков, дождей
и прекрасных небесных парадов,
будоражащих души людей.

Целеполагание. Учащиеся сами формируют цель урока с помощью слов. Перед вами слова.

Слова: Где? Какой? Почему? Что? Какие? Как? От чего?

К достижению нашей цели мы пойдем по данному плану: На доске вывешивается план изучения равнины.

1. ФГП и состав равнины.

2. Рельеф и геологическое строение.

3. Полезные ископаемые.

4. Климат.

5. Реки и озера.

6. Природные зоны: растительный и животный мир.

7. Экологические проблемы равнины.

На какие вопросы мы должны ответить на уроке? Можем ли мы ответить на все вопросы сразу? Значит, сегодня мы отправимся за ответами на эти вопросы, то есть за знаниями.


Деление на группы. По цвету стикеров. Повторение правил работы в группах. Знакомство с маршрутным листом.

Этап «Осмысление». Прием работа с текстом. Учащиеся делятся на группы: геоморфологи, климатологи, гидрологи, ландшафтоведы читают текст § 41, затем получают задания.

Мы работаем в группах исследователей:

1 группа – «Геоморфологи» - учёные, изучающие рельеф земной поверхности, будет исследовать рельеф Туранской равнины и ответит на вопрос:

«Какие формы рельефа наиболее характерны для Туранской равнины

1. Что лежит в основе Туранской равнины? (см. «Тектоническая карта Казахстана»)

ирской равнины? равнины.

2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая карта Казахстана»).

3. Преобладающие высоты.

4. Что такое Барсуки? (Большие и Малые – это пески в северной части Туранской низменности)

5. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине.(см. «Тектоническая карта Казахстана).ирской равнины? равнины.


ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Туранской равнины?

2 группа – «Климатологи» - учёные, изучающие климат, исследуют климат Туранской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Туранской равнины.

1. Работа по «Климатической карте», и по «Физической карте».

2. В пределах, каких климатических поясов, расположена территория равнины?

3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

- широта

- рельеф

- океаны

- атмосферные фронты, циклоны

- пустыни и полупустыни

ВЫВОД: Чем характеризуется климат Туранской равнины?

3 группа – «Гидрологи» - учёные, изучающие природные воды гидросферы, будут исследовать внутренние воды Туранской равнины и даст ответ на вопрос:

«Каковы главные особенности внутренних вод Туранской равнины

1. Работа по «Физической карте», учебнику.

2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

3. Привести пример. Показать на карте

4. К бассейну, какого океана относятся реки и почему?

5. Почему реки Туранской равнины мелководны?

ВЫВОД: Каковы особенности речной системы Туранской равнины?

4 группа – «Ландшафтоведы» - учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны, исследует ландшафт Туранской равнины и приготовит отчёт по теме

«Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Туранской равнины

1. Работа по карте «Природные зоны», учебнику.

2. Какие природные зоны находятся на Туранской равнине? (дать краткую характеристику природных зон).

3. Какие виды растительности преобладают?

5. В чём особенность сухой степи и полупустыни, их хозяйственное использование?

6. Новые понятия: ТАКЫРЫ, БАРХАНЫ? (Барханы – подвижные пески, Такыры - см. словарь).

ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Туранской равнины?

7. Экологические проблемы равнины. Заполните кластер:






Закрытие заповедника

Уменьшение ценных рыб

Пересыхание рек и озера


Распространение соли на большие расстояния


Большая соленость


Вывод: Экологическое состояние пустынных и степных зон очень хрупкое, его легко нарушить, поэтому необходим бережный, разумный подход к использованию природных богатств этих регионов.


IV. Закрепление нового материала. 1. Вам предоставлена таблица, составленная по диаграмме Венна, которую необходимо изучить и выяснить все ли там верно. На этой таблице можно исправлять, но только каждая группа работает одним (своим цветом) цветом.

Туранская равнина

Занимает незначительную территорию на севере и северо-востоке страны

В Казахстане расположена северная часть.

1.Древняя платформа

2. Озёрно-морские и речные осадочные отложения (лёссовидные глины, суглинки, песчаные и супесчаные наносы).

3. Толщина осадочных пород до 4 км.

4. Высота по окраинам до 200 м, понижаясь к Аральскому морю.

5. Рельеф однообразен (нет ни высоких холмов, ни возвышенностей); встречаются гривы или увалы высотой 5-15 м, вытянутые в северо-восточном направлении на 2-8 км.

Самопроверка по эталону. Верная таблица.

Туранская равнина

Занимает значительную часть территории на юго-западе и юге Республики.

В Казахстане расположена северная часть.

1. Молодая платформа.

2. Озёрно-морские и речные осадочные отложения (лёссовидные глины, суглинки, песчаные и супесчаные наносы).

3. Толщина осадочных пород до 4км

4. Высота по окраинам до 200 м, понижаясь к Аральскому морю.

5. В рельефе преобладают песчаные бугры, и гряды, встречаются такыры, барханы.

2. Учащиеся обмениваются своими таблицами и пишут замечания и пожелания «своим» цветом.

V. Рефлексия.

Метод «Мишень». Разместить стикеры со своим именем на мишени, в зависимости от степени усвоения материала.

VII. Домашнее задание. § 41, проработать номенклатуру и обозначить географические объекты на к/к. Придумать по сегодняшнему материалу вопросы высокого порядка – «толстые вопросы», составить тест по теме «Туранская равнина».

VIII. Итоги урока. Комментирование оценок.

6