СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока биологии в 8 классе "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 8 классе "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения". Урок давался на конкурсе "Учитель года - 2017"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока биологии в 8 классе "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения"»

01.12.2016 г.

Конкурс «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017»

Урок биологии в 8 а классе МБОУ-СОШ № 7

Учитель Храмцова Ирина Петровна -учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ Займищенская СОШ


Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.

Задачи урока:

  • Раскрыть причины движения крови

  • Выяснить природу пульса

  • Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца

Оборудование и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочие листы учащихся

  1. Организационный этап.


  1. Мотивационный этап.

У. Скажи, откуда ты приходишь, красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада!
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота 
Или огонь, мерцающий в сосуде?

У. Что такое красота человека? (Ответы учащихся)

У. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье.

У. По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».

У. Тема нашего сегодняшнего урока Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы учащихся)

У – Я помогу вам сегодня:

Раскрыть причины движения крови

Выяснить природу пульса

Получить представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции


  1. Проверка домашнего задания.

Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков

1. Лови ошибку

1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз (да)

2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу – артерии (нет - вены)

3. Различают четыре фазы сердечной деятельности (нет – три: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза )

4. Жидкая часть крови – плазма (да)

5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная (нет, артериальная)

2. Установи соответствие

Установите соответствие между отделами кровеносной системы человека и видом проходящей через них крови.

Отделы кровеносной системы

Вид крови

А) левый желудочек

Б) лёгочная вена

В) аорта

Г) лёгочная артерия

Д) правое предсердие

Е) правый желудочек

Ж) нижняя полая вена

З) сонная артерия

  1. Артериальная

  2. Венозная

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З










3. Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)

Вариант 1

Перечистить форменные элементы крови


Что такое артерии?


Описать Большой круг кровообращения


Вариант 2

Что входит в систему органов кровообращения?


Что такое вены?


Описать Малый круг кровообращения


Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы

Вариант 1

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты


Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца


Левый желудочек – аорта – артерии – капилляры – вены – правое предсердие

Вариант 2

Сердце и кровеносные сосуды


Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу


Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие

Выставление оценок

  1. Изучение нового материала.

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».

Немного истории

  • В 1628 во Франкфурте был опубликован труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» . В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу. Измерив величину систолического объема, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови, равное весу животного.


Причины движения крови по сосудам

Что же заставляет двигаться кровь по нашим сосудам?

Стр. 86 (1 абзац) в учебнике. Прочитать и заполнить рабочие листы.

  1. Работа сердца

  2. Разность кровяного давления

  • В аорте – 150 мм рт. ст.,

  • В крупных артерия - 120 мм рт. ст.,

  • В капиллярах – 30 мм рт. ст.,

  • В венах около 10 мм рт. ст..

  1. Сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей

  2. Присасывающая сила грудной клетки

  3. Наличие клапанов в крупных венах

У. Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.

Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.

Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра. У молодых здоровых людей в состоянии покоя оно равно 120 мм рт.ст. в момент сокращения сердца и 70 мм рт.ст. при расслабленном сердце.

Задание для учащихся:

Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.

Формула расчета давления

АД верхнее = 1,7* возраст + 83

АД нижнее = 1,6* возраст + 42

Помимо давления, мы можем и измерить пульс.

А как вы думаете – Что такое пульс?

(ответы учащихся)

Работа с учебником

Прочитайте текст на с. 87 (1 абзац) «Пульс»

Сформулируйте определение и запишите в Рабочий лист

(Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)

При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.

Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.

Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту.

Частота пульса зависит от возраста:

* Ребенок в лоне матери – 160 ударов в минуту

* Ребенок после рождения – 140

* От рождения до года – 130

* От года до двух лет – 100

* От трех до семи лет – 95

* От 8 до 14 лет – 80

* Средний возраст – 72

* Преклонный возраст – 65

* При болезни – 120

* Время смерти – 160

  1. Проведем небольшую разминку. Измерить свой пульс в состоянии покоя и после приседаний. Приседания выполняются на счет учителя. Причем девочки выполняют приседания только на нечетный счет.

  2. Сделать вывод

Во время физической нагрузки – увеличивается частота ударов пульса – соответственно увеличивается ЧСС


Скорость кровотока

Выполнение Лабораторной работы в Рабочих листах

У большинства людей получается около 1—0,5 см/с. Это в 50— 100 раз меньше, чем в аорте, и в 25—50 раз меньше, чем в полых венах.

Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью. В аорте она наибольшая - примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая - примерно 0,5-1,2 мм/с. Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь.


Перераспределение крови в организме.

Лучше всего снабжаются кровью активно работающие органы. Дозировка поступающих питательных веществ и кислорода достигается путем спадения или расширения диаметра капилляров. Благодаря тому что в них создается большое давление, через них проходит много крови. Если же давление крови падает, часть капилляров сужается и через них кровь не проходит. (Опыт Моссо)


Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы.

Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно - сначала предсердия, а затем желудочки.

Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автоматии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.

Регуляция работы сердца.

У. – Работа по стр. 91. Параграфа 20. Прочитать и заполнить схему в рабочих листах. 1 вариант – 3 и 4 абзац

2 вариант – 5 абзац

Проверка выполненной работы на слайде.


5.Закрепление знаний

Письменно ответить на вопросы в листах № 2. Выбрать по одному вопросу и написать ответ. Затем проверка.

В каких сосудах кровяное давление наибольшее, а в каких наименьшее?

Артерии – наибольшее

Вены – наименьшее


В каких участках тела мы можем находить пульс?

Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи


Какие заболевания возникают при повышенном и при пониженном артериальном давлении?

Гипертония

Гипотония


  • Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно находились мышцы его предсердий и желудочков в состоянии диастолы?

  • По содержанию кислорода и питательных веществ артериальная кровь более качественна, чем венозная. Однако кровь у доноров берут из вен, а не из артерий. Почему?


6. Рефлексия.

На слайде вопросы:

- Меня удивило на уроке _____________________

- Больше всего мне понравилось ________________

- Самым сложным для меня было _______________

7. Оценки

8. Домашнее задание

§ 19, 20, конспект в рабочих листах

Практическая работа с. 91-92 учебник (выполнение дома)


9. Итог урока

«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Самым ярким проявлением движения является река с её чистой, прозрачной водой. Которую не в силах остановить никто. И я вам желаю, чтобы вы подобно реке двигались вперед по дороге знаний, чтобы вам все удавалось в этом нелегком пути и эта дорога для вас была чистой и прозрачной, подобно воде в реке.






















9