Окружающий мир Карпикова А.А.
3 класс 13.01.2017
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Наше питание"
Цель: познакомить учащихся с пищеварительной системой организма; развивать мышление, память, умение слушать; воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: Незнайка, письмо, карточки для проверки д.з., оборудование для практической работы (5 стаканов, 5 разносов, 5 салфеток, 5 конфет ментос, 5 кока-колл,), перечень продуктов для Незнайки, машина с пультом управления, макет «Пищеварительная система» рисунки,
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
- Доброе утро, уважаемые гости и ребята! Я рада Вас видеть! Настройтесь пожалуйста быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Я думаю у нас сегодня все получится!
II. Проверка Д.З.
Наш сегодняшний урок, я бы хотела начать с проверки домашнего задания по теме: «Опора тела и движения» и для этого вам предлагаю открыть 136 стр. нашего учебника. Рассмотрите 3 фотографии. На каком снимке девочка сидит правильно? Её осанка не нарушена? Сделайте хлопки в соответствии с фото. Если это фото 3-то сделайте 3 хлопка, если это фото 2,то 2 хлопка, а если это фото 1,то 1 хлопок. Молодцы!
Дома вы читали статью. А на сколько вы усвоили ее содержание мы проведем проверку в необычной форме. Я вам показываю число, а вы мне говорите сведения из нашей статьи учебника. (Карточки с числами)
200- (В скелете костей)
650 - (мышц в теле человека
17-(мышц используется, чтобы улыбнуться)
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой, и будем поддерживать друг друга.
III. Сообщение темы и цели урока
-Ребята, давайте посмотрим на следующую ситуацию. Есть машина, есть пульт управления, но она не едет. Предположите, в чем причина? (Нет аккумуляторов, батареек)
-А для чего они нужны машине? (для питания, энергии)
(Вставляю аккумулятор, Показываю, машина поехала.)
-Скажите, а что изменилось сейчас? (машина получила питание и пришла в движение)
Вот так машина и у ваших родителей, если ее не заправить бензином, то она никуда не поедет, так же устроен и организм человека.
- Прочитайте высказывание древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
-Как вы понимаете это высказывание Сократа? (То что мы съедаем, дает нашему организму силу, энергию, питание)
Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Многие болезни всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания. Качество жизни можно улучшить благодаря здоровому питанию.
Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока (Варианты детей)
-А звучать по научному она будет «Наше питание»
Какие цели мы поставим на наш урок?
-Познакомиться с органами пищеварительной системы организма
-Узнать о питательных веществах
IV. Изучение нового материала
(В это время Незнайка убирается с доски)
1.Проблемная ситуация
Ребята, тему мы определили, цель поставили, а куда же пропал наш гость Незнайка? (в это время стук в дверь, почтальон отдает письмо)
Ребята посмотрите ,это же письмо от нашего Незнайки. Давайте его прочитаем. Но вы не просто будете его слушать, а после прочтения будете отвечать на вопросы по содержанию. Будьте внимательными. (Матвей читает письмо)
Письмо от Незнайки
Здравствуйте ,друзья ! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье . Болит голова, в глазах звездочки, тело вялое ,живот болит. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться .Я составил себе меню на обед. Меню : торт с лимонадом ,чипсы , варенье ,Пепси кола и чупо- чупс . Это моя любимая еда, наверное я скоро поправлюсь и буду здоров! Ваш Незнайка.
1)Как вы думаете почему Незнайка попал в больницу? (предположения детей)
2)А что неправильного в его рационе, меню? (ответы детей)
Давайте сейчас понаблюдаем, почему болеет Незнайка. Для этого проведем с вами практическую работу.
V. Практическая работа
Колу наливаем в чашку и опускаем в нее «Ментос»-происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно- ребенок может задохнуться или поперхнуться .
Ребята давайте поможем Незнайке . Cоставим ему такое меню, от которого он сразу выздоровеет.
Работа в парах ( составляем меню)
-Из предложенного вам перечня продуктов, удалите на ваш взгляд те продукты, которые вредят здоровью Незнайки.
-Давайте проверим, что же у вас получилось. Один человек из вашей пары прочитает те продукты, которые убрали, а второй те, которые оставил для Незнайки!
-Вот и вернулся Незнайка и он будет вместе с нами разбираться в нашей теме урока.
Беседа
У. Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
У. Сколько раз в день должен есть человек?
Д. 4 раза в день (завтрак, обед, полдник, ужин).
У. Нужно употреблять разнообразную пищу
На какие две группы можно разделить эти продукты?
(животного и растительного происхождения.)
– Что относится к животной пище?
Д. Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.
У. Почему эту пищу называют животной?
Д. Потому что её дают животные.
У. Какую пищу называют растительной?
Д. Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.
У. Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы (сахар, крахмал) и витамины.
К нашему уроку группа научных сотрудников, подготовила для вас информацию которая вам сейчас расскажет . Слушайте пожалуйста внимательно.
Белки – вещества, нужны для роста и развития организма ими богаты:
ТВОРОГ, ЯЙЦА, МЯСО, РЫБА, ГОРОХ ,ФАСОЛЬ |
Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50–60 гр.
Жиры – обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в:
СЛИВОЧНОМ И РАСТИТЕЛЬНОМ МАСЛЕ, МАРГАРИНЕ, СМЕТАНЕ |
Углеводы – главный поставщик энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в:
ХЛЕБЕ, КРУПАХ, КАРТОФЕЛЕ, МАКАРОНАХ, ФРУКТАХ |
Теперь мы проверим, на сколько вы были внимательными. Внимательно смотрите на нашу группу научных сотрудников и определите к какой группе питательных веществ относятся картинки с продуктами, которые они вам будут показывать.
У нас осталась не менее важная группа питательных веществ под названием витамины. Сейчас мы с ними познакомимся. Внимание на слайд.
Витамины – греческое слово. В переводе «Вита» – жизнь. Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах. Ребята вы обратили внимание, что название витаминов всегда обозначаются буквами латинского алфавита.
Я сейчас буду вывешивать карточки с продуктами, которые богаты тем или иным витамином, а вы будете называть этот витамин.

VI. Физминутка (под музыку)
Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру
Съедобное не съедобное
Я вам называю слово, если съедобное, вы хлопаете, если нет, то приседаете)
Картофель
Морковь
Книга
Мячик
Яблоко
Пенал
Апельсин
Ручка
Ананас
Банан
Молодцы!
VII.Пищеварительная система
Попали питательные вещества в организм. Что же происходит дальше? Какой путь они проходят?
Сейчас проникнем в тайны процесса, который называется пищеварением. (сложное слово, от каких слов произошло) Это очень сложный процесс. Чтобы организм был накормлен, природа создала в нём Фабрику – кухню, которая представляет собой длинный конвейер. Внимание на слайд.

Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища- в пищевод, а воздух – в трахею. Давайте проглотим слюну. Вы заметили ,дышим мы в это время или нет? (Нет.)
Во время проглатывания пищи или слюны мы не дышим, потому, что мягкое нёбо во рту приподнимается и закрывает путь кислороду, идущему от носа. В этот момент специальный клапан захлопывает вход в трахею и получается, что еда может въехать только в свой тоннель, называемый пищеводом. Если во время еды вы будете разговаривать или смеяться, то ваш “начальник станции” подумает, что вы уже закончили есть, и откроет кислородный путь. Тогда произойдёт крушение. Продуктовый поезд сойдёт с пути и попадёт в дыхательную трубку- трахею, и закроет её. Человек в таком случае может умереть от удушья.
Пища попала в пищевод- второй отсек нашего конвейера. С помощью специальных мышц, расположенных в стенках пищевода, пища следует вниз. Через 5 секунд она оказывается в тесной маленькой пещерке- желудке.
Без еды наш желудок похож на спущенный воздушный шарик, а когда мы заполним его едой, то он растянется и превратится в целую пещеру. Стенки желудка, как в настоящей пещере, не гладкие, а шероховатые, и из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу и растворяет даже твёрдые леденцы до жидкой каши. Вся эта сложная работа называется перевариванием пищи. Пока пища не переварится, желудок закрыт .
А потом выход открывается и пища попадает в длинный коридор длинной в 13 пальцев (12 перстов) . Из стенок этого коридора вытекает горькая желчь. Она растворяет жирные пищевые части, с которыми не справился желудок. И называется этот коридор- 12ти перстная кишка.
Из неё медленно, как на лифте, жидкая кашица въезжает в тонкую кишку, которая имеет внутри бархатистую поверхность, покрытую мелкими ворсинками. Эти ворсинки служат насосом для всасывания питания в кровь. А кровь донесёт эти питательные вещества всем клеточкам нашего организма. Но наша умница тонкая кишка всю еду до конца переварила, а ненужные шкурки да косточки вместе с водой отправляются дальше, в толстую кишку.
В этом отделе происходит дальнейшее всасывание воды, а ненужные отходы выбрасываются наружу.
Все вместе это составляет пищеварительную систему.
Что входит в пищеварительную систему, вам поможет узнать учебник на с. 139. Прочитайте название органов пищеварительной системы.
Работа в парах.
Перед вами лежат карточки, в которые вы разместите органы входящие в пищеварительную систему. Получилось?
А теперь точно такой же макет, мы с вами соберем на доске. У вас на столах в папках, находятся отдельные органы пищеварительной системы. Их нужно упорядочить и собрать в единую систему. Давай те это сделаем. С какого органа начинается пищеварительная система? (Сбор макета у доски)
Давайте назовем еще раз органы пищеварительной системы.
VIII. Итог урока
-Ребята, с какой темой мы сегодня с вами познакомились?
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Мы достигли этих целей?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились?
Какие питательные вещества человек получает с пищей?
Как устроена пищеварительная система?
Ребята, давайте сделаем с вами вывод, что же необходимо для слаженной работы нашего организма?
Не смотря на слаженную работу нашей пищеварительной системы, мы всегда должны помнить о том, что только правильное питание, насыщенное питательными веществами дает человеку силы, энергию и здоровье.
VIIII. Домашнее задание.
Знать органы входящие в состав пищеварительной системы
Мини-сочинение «Путешествие бутерброда»
Изучить этикетки от продуктов питания и выяснить какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в тех или иных продуктах.
X. Рефлексия
Мы с вами плодотворно потрудились. И сейчас возьмите пожалуйста маленьких Незнаек у себя в конвертиках, и давайте выполним рефлексию своей деятельности.
- Если вы все поняли и можете объяснить другим, то нарисуете Незнайке улыбку.
-Если вы все поняли, но объяснить другим не можете, то нарисуйте рот без эмоций.
-Если для вам было трудно ,эта тема осталась непонятна ,и нужна помощь, нарисуйте на лице Незнайки грусть.
Своих Незнаек, предлагаю вам расселить в Цветочный город и показать всем этот город на доске.
Соблюдайте все советы и тогда пищеварительная система будет в порядке! Спасибо вам за работу на уроке.
Доп материал. Учебник стр. 140 материал Как правильно питаться.
Ребята, давайте составим памятку, как нужно правильно питаться! (учитель вывешивает карточки на доску, а дети прочитывают правила)
ПАМЯТКА
Мойте фрукты и овощи перед едой.
Перед едой тщательно мойте руки
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Нужно есть разнообразную пищу.
Булочек и сладостей есть поменьше.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
Пища не должна быть сильно горячей.
Нужно соблюдать режим питания.
Обязательно перед школой завтракать.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна.