СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по истории в 5 классе "В городе богини Афины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока включает основные его этапы и дополнительный материал. К нему есть презентация на сайте

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по истории в 5 классе "В городе богини Афины"»

Тема: Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

Урок: В городе богини Афины.


Цели урока: создать условия для знакомства с достопримечательностями древнего города Афины (Керамик, агора, Акрополь), с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческой архитектуры, ансамблем афинского Акрополя, с общественными местами и ремесленными районами; способствовать развитию умений понимать произведения древнего искусства, их художественную и историческую ценность.

Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-путешествие.

Планируемые результаты:

- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и стран мира;

- личностные: освоение гуманистических традиций и духовных ценностей древних цивилизаций, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в словесной форме; владение основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины: Гончарное ремесло. Быт и досуг древних греков. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая архитектура. Древнегреческая скульптура. Керамик, вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы, амфора, пифос, гончар, Агора, портик, рыночная стража, Совет пятисот, Акрополь, храм Ники, Парфенон, Эрехтейон, пропилеи, статуя Афины, Фидий, дорические, ионические и коринфские колонны, портик, кариатиды, фронтон.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация «В городе богини Афины», карточки для проверки домашнего задания.


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

1.Организационный момент

Фронтальная. Словесный

Приветствует учащихся. Настраивает на урок.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм


2. Проверка домашнего задания

Работа с печатным материалом

Раздает карточки с заданием каждому учащемуся (Приложение 1)

Раскладывают карточки на столе, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: используют словесно-символические средства для решения поставленной задачи; воспроизводят по памяти информацию

Коммуникативные: используют правила вежливого общения

Работа с карточками, выборочный опрос

3. Постановка учебной цели

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

- На прошлом уроке мы побывали в гаванях порта Пирей, ну, а сегодня отправимся в Афины. «В городе богини Афины» - тема урока.

Используется презентация, слайд 1.

Слушают, делают записи в тетради.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют словесные средства для решения поставленной задачи;

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и понимают речь учителя

Работа в тетради

4. Усвоение новых знаний и способов действия.


Керамик

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративная. Рассказ учителя, показ слайдов с иллюстрациями, работа с планом Афин, беседа

- (Слайд 2) Из порта Пирей под защитой длинных стен мы попадаем в Афины. Прекрасный город. Сегодня мы пройдем по узким улочкам Керамика, заглянем на Агору и поднимемся на Акрополь. Сейчас эти названия вам ни о чем не говорят, но в конце урока вы хорошо будете в них ориентироваться.

(Слайд 3) Керамик - знаменитое древнее кладбище в Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились ремесленники (Приложение 2).

Как выглядел район Керамика (рассказ по тексту учебника стр. 175-176).

- Что же здесь производили? (фото на слайде).

- (Слайд 4-8) Керамика – это изделия из глины: вазы, пифосы, амфоры.

- Чем различаются рисунки на этих вазах? (слайд 5)

- Почему пифосы такие огромные? (слайд 7)

- Кто работал в ремесленной мастерской? Какую работу выполняли рабы? (слайд 9)

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, сравнивают краснофигурные и чернофигурные сосуды, определяют очередность их появления, запоминают новые понятия и записывают их в тетради. Различают труд рабов и ремесленников в мастерской и причину различия этого труда. Объясняют значение терминов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока.

Познавательные: получают новую информацию и используют ее при ответе на вопросы, для сравнения, делают выводы;

Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других

Рассказ, сравнение. Беседа по вопросам

Агора – главная площадь Афин

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, с иллюстрациями, беседа

- Мы покидаем Керамик и отправляемся на Агору (Слайд 10, Приложение 2).

- Для чего могла использоваться эта площадь? (Слайд 11-14) – место выступления перед гражданами, рынок, место встреч и бесед.

- Что можно было услышать на Агоре?

- Почему здесь редко бывали женщины?

Служители рынка, рыночная стража и административные здания по тексту учебника стр. 177-178 (слайд 15)

Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, сравнивают общественные здания и дома ремесленников, работают с понятиями

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока.

Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из иллюстраций, текста учебника, делают выводы.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Беседа по вопросам, работа с текстов и иллюстрациями

Акрополь.

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, с иллюстрациями, беседа

- А сейчас мы поднимемся на Акрополь (слайд 16).

Рассказ в соответствие с текстом стр. 178-179. Слайды 16-21: храм Ники Бескрылой (почему Бескрылой), пропилеи, статуя Афины, Парфенон, Эрехтейон, принесение жертв, место спора Афины и Посейдона.

Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, воспроизводят информацию по памяти

Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, ранее полученной информации, анализируют изучаемые объекты.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

Греческий храм

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рисунок в тетради.

Основные архитектурные элементы греческого храма и верхней части колонн. Рисунок на доске (слайд 22-23)

Слушают учителя, рисуют.

Познавательные: получают новую информацию и знакомятся с терминами изображая их.

Коммуникативные: рисуют с учителем

Правильно подписывают архитектурные элементы на рисунке

4. Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с терминами.

По ходу урока задаются вопросы, в конце урока задание (Приложение3).

Слайд 26

Называют районы Афин, их достопримечательности, здания и сооружения. Используют термины для ответа на вопросы.

Познавательные: воспроизводят информацию по памяти

Коммуникативные: выполняют задание коллективно, в диалоге с учителем и сверстниками

Выполняют задание

5. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный, сообщение учителя.

Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего

Керамик, или Агору, или Акрополь.

Стр. 181 – значение слов, № 1-4, понятия

Слайд 24-25

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: воспринимают учебную задачу

Задание в учебнике



Приложение I.

Карточки для проверки домашнего задания:


Вариант 1. Военная гавань.

Выбрать из слов и словосочетаний те, которые относятся к военной гавани: цепь, граждане, триеры, верфь, почетная обязанность, смола, матрос, пошлина, переселенцы, цены, оливковое масло


Вариант 1. Торговая гавань.

Выбрать из слов и словосочетаний те, которые относятся к торговой гавани: разные страны, Египет, морские чудовища, пошлина, жребий, вино, переселенцы, триера, граждане, топоры, 400.


Приложение II.

КерамикКерамейко́с (др.-греч. Κεραμεικός) — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики.

Агора́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры - полностью обособленный, с регулярной планировкой - сообщался с городом лишь посредством ворот.


Приложение III.

Соотнесите: (Агора, Керамик, Акрополь) и (Холм, Совет пятисот, район мастерских, площадь, рынок, краснофигурные вазы, Парфенон, фокусники, храм Гефеста, пифос, кариатиды, Афина, амфора, храм Ники, узкие улочки, олива).




РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ОТКРЫТЫЙ УРОК»







НОМИНАЦИЯ: УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ






Тема урока: «В городе богини Афины»





Учитель: Милагина Марина Васильевна – учитель истории МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамского муниципального района








С. Шестаково 2015 год