Тема: Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.
Урок: В городе богини Афины.
Цели урока: создать условия для знакомства с достопримечательностями древнего города Афины (Керамик, агора, Акрополь), с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческой архитектуры, ансамблем афинского Акрополя, с общественными местами и ремесленными районами; способствовать развитию умений понимать произведения древнего искусства, их художественную и историческую ценность.
Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний; урок-путешествие.
Планируемые результаты:
- предметные: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и стран мира;
- личностные: освоение гуманистических традиций и духовных ценностей древних цивилизаций, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности;
- метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в словесной форме; владение основами принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебно-познавательной деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины: Гончарное ремесло. Быт и досуг древних греков. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая архитектура. Древнегреческая скульптура. Керамик, вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы, амфора, пифос, гончар, Агора, портик, рыночная стража, Совет пятисот, Акрополь, храм Ники, Парфенон, Эрехтейон, пропилеи, статуя Афины, Фидий, дорические, ионические и коринфские колонны, портик, кариатиды, фронтон.
Образовательные ресурсы: учебник, презентация «В городе богини Афины», карточки для проверки домашнего задания.
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
1.Организационный момент | Фронтальная. Словесный | Приветствует учащихся. Настраивает на урок. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм | |
2. Проверка домашнего задания | Работа с печатным материалом | Раздает карточки с заданием каждому учащемуся (Приложение 1) | Раскладывают карточки на столе, отвечают на вопросы учителя | Познавательные: используют словесно-символические средства для решения поставленной задачи; воспроизводят по памяти информацию Коммуникативные: используют правила вежливого общения | Работа с карточками, выборочный опрос |
3. Постановка учебной цели | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | - На прошлом уроке мы побывали в гаванях порта Пирей, ну, а сегодня отправимся в Афины. «В городе богини Афины» - тема урока. Используется презентация, слайд 1. | Слушают, делают записи в тетради. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: используют словесные средства для решения поставленной задачи; Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и понимают речь учителя | Работа в тетради |
4. Усвоение новых знаний и способов действия. Керамик | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративная. Рассказ учителя, показ слайдов с иллюстрациями, работа с планом Афин, беседа | - (Слайд 2) Из порта Пирей под защитой длинных стен мы попадаем в Афины. Прекрасный город. Сегодня мы пройдем по узким улочкам Керамика, заглянем на Агору и поднимемся на Акрополь. Сейчас эти названия вам ни о чем не говорят, но в конце урока вы хорошо будете в них ориентироваться. (Слайд 3) Керамик - знаменитое древнее кладбище в Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились ремесленники (Приложение 2). Как выглядел район Керамика (рассказ по тексту учебника стр. 175-176). - Что же здесь производили? (фото на слайде). - (Слайд 4-8) Керамика – это изделия из глины: вазы, пифосы, амфоры. - Чем различаются рисунки на этих вазах? (слайд 5) - Почему пифосы такие огромные? (слайд 7) - Кто работал в ремесленной мастерской? Какую работу выполняли рабы? (слайд 9) | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, сравнивают краснофигурные и чернофигурные сосуды, определяют очередность их появления, запоминают новые понятия и записывают их в тетради. Различают труд рабов и ремесленников в мастерской и причину различия этого труда. Объясняют значение терминов. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. Познавательные: получают новую информацию и используют ее при ответе на вопросы, для сравнения, делают выводы; Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других | Рассказ, сравнение. Беседа по вопросам |
Агора – главная площадь Афин | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, с иллюстрациями, беседа | - Мы покидаем Керамик и отправляемся на Агору (Слайд 10, Приложение 2). - Для чего могла использоваться эта площадь? (Слайд 11-14) – место выступления перед гражданами, рынок, место встреч и бесед. - Что можно было услышать на Агоре? - Почему здесь редко бывали женщины? Служители рынка, рыночная стража и административные здания по тексту учебника стр. 177-178 (слайд 15) | Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, сравнивают общественные здания и дома ремесленников, работают с понятиями | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. Познавательные: умеют строить речевое высказывание в устной форме; извлекают необходимую информацию из иллюстраций, текста учебника, делают выводы. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации | Беседа по вопросам, работа с текстов и иллюстрациями |
Акрополь. | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с текстом, с иллюстрациями, беседа | - А сейчас мы поднимемся на Акрополь (слайд 16). Рассказ в соответствие с текстом стр. 178-179. Слайды 16-21: храм Ники Бескрылой (почему Бескрылой), пропилеи, статуя Афины, Парфенон, Эрехтейон, принесение жертв, место спора Афины и Посейдона. | Слушают учителя. рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, воспроизводят информацию по памяти | Регулятивные: владеют умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, ранее полученной информации, анализируют изучаемые объекты. Коммуникативные: слушают и понимают речь других | Беседа по вопросам |
Греческий храм | Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рисунок в тетради. | Основные архитектурные элементы греческого храма и верхней части колонн. Рисунок на доске (слайд 22-23) | Слушают учителя, рисуют. | Познавательные: получают новую информацию и знакомятся с терминами изображая их. Коммуникативные: рисуют с учителем | Правильно подписывают архитектурные элементы на рисунке |
4. Закрепление знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с терминами. | По ходу урока задаются вопросы, в конце урока задание (Приложение3). Слайд 26 | Называют районы Афин, их достопримечательности, здания и сооружения. Используют термины для ответа на вопросы. | Познавательные: воспроизводят информацию по памяти Коммуникативные: выполняют задание коллективно, в диалоге с учителем и сверстниками | Выполняют задание |
5. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный, сообщение учителя. | Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Керамик, или Агору, или Акрополь. Стр. 181 – значение слов, № 1-4, понятия Слайд 24-25 | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: воспринимают учебную задачу | Задание в учебнике |
Приложение I.
Карточки для проверки домашнего задания:
Вариант 1. Военная гавань.
Выбрать из слов и словосочетаний те, которые относятся к военной гавани: цепь, граждане, триеры, верфь, почетная обязанность, смола, матрос, пошлина, переселенцы, цены, оливковое масло
Вариант 1. Торговая гавань.
Выбрать из слов и словосочетаний те, которые относятся к торговой гавани: разные страны, Египет, морские чудовища, пошлина, жребий, вино, переселенцы, триера, граждане, топоры, 400.
Приложение II.
Керамик, Керамейко́с (др.-греч. Κεραμεικός) — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики.
Агора́ (др.-греч. ἀγορά) — рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления.
Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры - полностью обособленный, с регулярной планировкой - сообщался с городом лишь посредством ворот.
Приложение III.
Соотнесите: (Агора, Керамик, Акрополь) и (Холм, Совет пятисот, район мастерских, площадь, рынок, краснофигурные вазы, Парфенон, фокусники, храм Гефеста, пифос, кариатиды, Афина, амфора, храм Ники, узкие улочки, олива).
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ОТКРЫТЫЙ УРОК»
НОМИНАЦИЯ: УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Тема урока: «В городе богини Афины»
Учитель: Милагина Марина Васильевна – учитель истории МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамского муниципального района
С. Шестаково 2015 год