Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Открытый урок
по окружающему миру
по теме
«Свойства полезных ископаемых»
в рамках предметной недели окружающего мира
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Жукова Татьяна Сергеевна
Димитровград 2015
Конспект открытого урока по окружающему миру
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Учитель: Жукова Т.С.
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в Ульяновской области.
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и гранита и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие гостей
Поверхность Земли – горы, равнины, овраги
На ее поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди
А в недрах Земли -…
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
А в недрах Земли -…ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
- Сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.
- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми.
2. - Посмотрите на слайд, скажите, какие из данных слов вам известны? (Полезные ископаемые, использование)
- Где можно использовать П.И.?(в строительстве)
- Какое новое слово вы увидели? (Свойства)
- Кто сможет сформулировать тему урока?(«Свойства полезных ископаемых»)
Тема нашего урока «Свойства полезных ископаемых»
3. - Оцените свои знания по теме. (Знаю всё, Знаю, но не всё, Не знаю)
- Кто согласен с….?
4. Давайте поставим цель к нашему уроку. (Узнать свойства П.И.)
- А что бы вы хотели узнать по новой теме?(Каким свойствами обладают П.И.)
- А зачем нам необходимы знания по данной теме? (пригодиться в дальнейшей жизни)
- Кто и что нам поможет достичь нашей цели? (учебник, товарищи, учитель, друзья, оборудование)
5. – Давайте сейчас спланируем нашу деятельность.
- Какая первая ступенька? Узнаем
вторая? Применяем
третья? Контроль и оценивание
6. – Ребята, я вас приветствую на заседании клуба «Мы и окружающий мир», на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
- Кто составил слово? Геолог
- Слово геолог произошло от двух греческих слов –гео- «Земля», -логос- «Учение»
- Так кто такие геологи? Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.
- Вот сегодня на уроке именно вы станете геологами, которые будут изучать П.И.
- А какие, вы сейчас узнаете.
7. Чтение и отгадывание загадок.
1. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (известняк)
- Дети, которые захотят изучать известняк пройдут за эти парты… Здесь всё необходимое оборудование для изучения известника
2. Он очень прочен и упруг,
С известняком он родственник
Бывает серый,красный,желтый,белый
В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)
- Дети, которые захотят изучать гранит пройдут за эти парты…
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.( песок)
4. Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (глина)
- Дети, которые захотят изучать песок и глину пройдут за эти парты…
-Сейчас я прошу вас пройти в те группы, которые вы хотите работать, изучать данное П.И.
7. ФИЗМИНУТКА
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордиться нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
8. Я предлагаю вам приступить к реализации нашего плана.
- Подробный план проведения опытов находится у вас в учебнике. Посмотрите на каких страницах. (с.22-25)
- Повторим правила работы с оборудованием. (…)
- Посмотрите, у каждой группы на партах лежит памятка. Она вам пригодится при составлении сообщения о вашем П.И.
- Вспомните, в чем залог успеха работы в группе? (Распределить работу, выслушать мнение каждого, следовать плану и следить за временем)
- После того, как вы завершите исследование, ответственные поднимет руку и я вам вручу письмо от геологов , оно находится на доске с правильными ответами. Вы сможете свои ответы, опыты сравнить с ответами геологов.
-Как вы всё сравните, проверите, вы покажите свою готовность, и спикеры будут выступать.
- Первая ступенька у нас какая? (Узнаем)
- Начинаем работать в группах. (Проведение опытов учащимися. Помощь учителя)
9. – Все группы провели опыты, молодцы! И сейчас спикерам нужно будет выступить с сообщением, а остальные будут оценивать результаты опытов, по двум критериям: полнота и доступность.
- План опыта находится на слайде, чтобы другие группы видели, что делала конкретная группа.
- Спикеры, которые изучали известняк, расскажите нам, что вы делали. А остальные дети смотрят, всё ли они сделали. И потом смогли их оценить.
10. ВЫСТУПЛЕНИЕ СПИКЕРОВ.
- Оцените ответ: полный? доступный? Всё поняли?
- Ульяновская область: известняк, мрамор, песок и глину добывают…
ПЕСОК И ГЛИНА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ ПОЧТИ ВЕЗДЕ
- Ребята, на какой ступеньке плана мы сейчас были? (Узнаем)
- Какая была цель? (Узнать о свойствах П.И.)
11. - Какая следующая ступенька? (Применение)
- У нас прямая линия.
- Посмотрите, человек, какой профессии с нами будет общаться? (Дорожный строитель)
- Послушайте, о чем он вас будет спрашивать? (Необходимо проложить железную и автомобильную дороги. Что лучше использовать: песок или глину?)
- Как выдумаете? Почему песок? (Показ опыта: вода, которая проходила через песок, она очень быстро прошла, а вода, которая проходила через глину, она еще долго оставалась в воронке)
- Далее человек следующей профессии. Как вы думаете, что это за профессия? (Воспитатель в детском саду)
- Послушайте вопрос. (Ребята, что лучше использовать при лепке: песок или глину?)
- Почему глину? (Глина держит форму, а песок будет распадаться)
- Ваши одноклассницы посещали кружок и занимались лепкой. Каким материалом вы пользовались? Рассмотреть их поделки вы сможете на перемене.
- На какой ступеньке плана мы были? (Применяем)
- Где применяем наши знания? (В жизни)
- Как строители строят дорогу, как воспитатель занимается с детьми.
12. – Кто помнит какая следующая ступенька?(Контроль и оценивание)
- Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.
- Как она называется? (Убери лишнее)
- Начинаем читать и убирать.
песок глина
глина песок
песок глина
известняк мрамор
13. Участники заседания, как вы считаете, мы достигли цели урока?
- Какая задача была самой сложной?
- Как вы считаете, знания, которые вы получили на уроке, вам пригодятся в повседневной жизни? Где?
- А кто-нибудь решил для себя выбрать профессию геолога? Специалистов такой профессии готовят в университетах, но для вас это пока еще будущее. Но пусть в вашей памяти отложится этот урок-поиск с трудными и интересными заданиями, с которыми вы прекрасно справились.
- И я хочу вам всем вручить удостоверение «Юный геолог» на память о нашем уроке-исследовании. (Дети получают удостоверения)
- Сегодня на уроке каждый из вас был геологом.
14. Фильм «П.И. Ульяновской области»
15. Рефлексия.
- Прочитайте предложения и скажите, чему сегодня на уроке мы учились?
Мы изучали… (свойства П.И.)
Нам помогали делать открытия… (друзья, учебник, учитель, товарищи, оборудование)
Мы можем похвалить себя за… (активную, хорошую работу)
16. Еще раз посмотрите на слайд и оцените свои знания на данном этапе урока.(Знаю всё, Знаю, но не всё, Знаний стало больше)
17. Я предлагаю нарисовать вам смайлик-настроение
18. Домашнее задание.- учебник с.25, задание 1,2 + дополнительное задание по выбору 1)подготовить сообщение о П.И., который вас заинтересовал; 2)выяснить, какие материалы, из изученных сегодня, использовали при строительстве нашей школы.
19. Оценивание учащихся. ИТОГ
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. 20. – Все встали. Урок окончен!