2. Актуализация знаний и постановка проблемы. СЛАЙД №1 С музыкальным сопровождением «Приход весны» СЛАЙД №2 «Приход весны» СЛАЙД №3 П.Чайковский «Март» СЛАЙД №4 «Апрель» СЛАЙД №5 «Май» СЛАЙД №6 /прослушивание грамзаписи/ Физкультминутка | - Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дадите мне ответ. Клёнам, липам и дубочкам Новые дарю листочки, Милых пташек приглашаю Возвратиться с юга И на север провожаю Зимушку – подругу! /весна/ - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/ - Скажите, какое сейчас время года?/весна/ - А какое время года она сменяет? /зиму/ - Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./ - А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./ - Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май). - А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы. - МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. - АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. - МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. - Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/. -А можно ли весну назвать царством? А по каким признакам? - А сейчас я предлагаю вам послушать, как весну представляет известный поэт Спиридон Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство». /слушайте внимательно, а потом я вам задам вопросы/. - Ребята, назовите признаки, которыми охарактеризовал весну Спиридон Дрожжин? /звенит ручей, шумит река, с криком возвращается стая журавлей, смолою пахнет от лесов, краснеют почки лепестков, миллионами цветов покрылся луг/. - А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? 1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает первый класс, вот такой букет у нас! |
3. Совместное открытие новых знаний. СЛАЙД №7 | - Мы с вами говорили о весенних признаках. - А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне. 1. «Всё ярче, ярче дни за днями, Уж солнце жёлтыми кругами В лесу деревья обвело». /Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/ 2. «А рядом у проталинки в траве, между корней Бежит, струится маленький, серебряный ручей» - Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/ 3. «Ручьи, журча, и извиваясь, И меж собой перекликаясь, В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/ 4. «А там по нивам на просторе Река раскинулась, как море, Стального зеркала светлей. И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/ |
4. Первичное закрепление СЛАЙД№8 СЛАЙД№ 9 «Утренний восход солнца» СЛАЙД№ 10 СЛАЙД№11, 12, 13.»Кристальные звуки» СЛАЙД№14 Физкультминутка | - А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова на стр. 38.учебника, или на слайд№8. - Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки? - Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/ Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну. Картина так и называется «Грачи прилетели». - А сейчас откройте с. 40, рассмотрите птиц и их гнёзда, или посмотрите на слайд№9. - Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/. - Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/. - Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда. - А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/ - В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой. - Ребята, многие цветы взяты под охрану. Одним из таких цветов является сон-трава. Как вы думаете, почему это происходит? - Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как? / весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/ - Весной охота на зверей строго запрещена. Почему? - Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек? /они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/. - А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой. Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела, полетела… |
7. Итог урока «Приход весны» 8. Домашнее задание | - По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./ - Какова главная причина весенних явлений? (потепление) - Что нового узнали на уроке? - У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зелёный листочек, а если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку. -На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо. Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45 |