СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Козлова Раиса Алексеевна

Тема: «Род имен существительных»

Цель:   познакомить   с   приемами   распознавания   рода   имен

существительных.

Задачи:

• Обучающая - учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости;

•  Развивающая -  развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

 

•  Воспитывающая - воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, любовь к своей семье, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать эстетический вкус учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных"»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Козлова Раиса Алексеевна

Тема: «Род имен существительных»

Цель: познакомить с приемами распознавания рода имен

существительных.

Задачи:

• Обучающая - учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости;

• Развивающая - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;



• Воспитывающая - воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, любовь к своей семье, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать эстетический вкус учащихся.



Тип урока: изучение нового материала.



Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.



Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, иллюстративный.



Методические приемы:

рассказ учителя,

проблемные вопросы,

работа над новыми понятиями,

творческие задания,

практические упражнения.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».



ІІ. Основная часть

  1. Игра «Отгадай-ка». Минутка чистописания .

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)



Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)



Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб)



Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей)



У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке. (Сосна)



Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)



Берёза, дерево, дуб, воробей, сосна, дятел. (Слайд 1)

- Какая согласная буква в отгадках чаще встречается? (д)

-Сегодня будем писать буквы : Дд, Ддд, Дддд,…

дуб

2) Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

- Теперь посмотрите ещё раз на слова-отгадки и подумайте, к какой части речи они относятся?

-Как вы это можете доказать?

- А на какие группы можно разбить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные)

-Какие имена существительные называются одушевленными? Неодушевленными? (Слайд 3)

- Назовите ещё раз одушевленные существительные. Как можно назвать одним словом? Какие это птицы? (Зимующие). Легко ли им зимой? Почему? Чем вы можете им помочь? А кто уже сделал кормушку? Чем вы кормите птиц? Молодцы, ребята. И кто ещё не успел повесить кормушку, я надеюсь, обязательно повесит. Птицам ваша помощь очень нужна, и они обязательно отблагодарят вас. А как вы знаете?

-Опять посмотрим на экран. А как ещё можно разбить эти существительные на группы?

? ? ?

-Значит, сегодня нам надо узнать, как еще можно разделить эти слова на группы. Мы познакомимся еще с одной грамматической категорией имен существительных: род имен существительных.

3) Работа над новой темой.

-Давайте сначала возьмем слова, которые мы чаще используем в речи, которые нам ближе. ( Слайд 4). Прочитайте слова:

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, прадедушка, прабабушка.

-Как можно эти слова разбить на группы?

мужчина женщина

дедушка мама

папа сестра

сын бабушка

брат внучка

прадедушка прабабушка. (Слайд 5)

-Слова, которые обозначают мужчин – мужского рода, которые обозначают женщин – женского рода. Слова мужского рода можно заменить словами он, мой, слова женского рода – словами она, моя. (Слайд 6)

- Теперь подумайте, каким словом можно заменить все эти слова? Как сказать одним словом? (Семья)

- А как вы думаете, семья для человека это что?

-Как члены семьи должны относиться друг к другу?

Да. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В семье ребенок получает первые знания, воспитывается. И члены семьи должны любить и уважать друг друга, заботиться друг о друге. Младшие слушаться старших, помогать им.

- А сейчас вернемся к нашим словам-отгадкам, попробуем согласовать их со словами мой, моя. (Слайд 7) Какое слово не согласуется с этими словами? А с каким словом его можно согласовать? (Слайд 8)

Оно согласуется со словом мое, и оно среднего рода . (Слайд 9)

Мужской род Женский род Средний род

он, мой она, моя оно, мое

дуб берёза дерево

воробей сосна

дятел (Слайд 10)

-Из таблицы видно, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода. Теперь вы попробуйте подобрать свои слова в каждый столбик.

-Какое окончание имеют существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

4)Работа с учебником.

- Упражнение 1 (стр.80) – устно.

-Упражнение 2 (двое работают у доски) с последующей проверкой.

5) Физкультминутка для глаз:

Чтоб глаза твои зорче были

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей,

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов

Проведем восьмерку дружно

Ну, а дальше - Будь здоров!

6) Работа по карточкам (в парах)

7) Сегодня на уроке вы узнали, что у каждого существительного есть род. А хотелось бы вам узнать, как у существительных появился род?

- Тогда послушайте сказку.

Как у существительных род появился.

Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Надеюсь, и вы не будете путать род имен существительных.

- Приведите пример существительных женского рода, мужского рода, среднего рода.

-А чтобы лучше запомнить род существительных, можно выучить стишок. (Слайд 24)

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род – «Оно, моё»!

Это правило твоё!

- Ребята, может ли одно и то же имя существительное быть в мужском, женском и среднем роде? ( Имена существительные не изменяются по родам. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.)

- А что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (Заменить словами он, мой; она, моя; оно, моё )

ІV. Итог урока. (Слайд)

-Что нового вы сегодня на уроке узнали? Чему научились?

V. Оценки за урок:

VІ. Домашнее задание: упр. 4, стр.82


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!