Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Учитель: Козлова Раиса Алексеевна
Тема: «Род имен существительных»
Цель: познакомить с приемами распознавания рода имен
существительных.
Задачи:
• Обучающая - учить распознавать род имен существительных и продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости;
• Развивающая - развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
• Воспитывающая - воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, любовь к своей семье, доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
рассказ учителя,
проблемные вопросы,
работа над новыми понятиями,
творческие задания,
практические упражнения.
Ход урока:
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
ІІ. Основная часть
Игра «Отгадай-ка». Минутка чистописания .
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
Берёза, дерево, дуб, воробей, сосна, дятел. (Слайд 1)
- Какая согласная буква в отгадках чаще встречается? (д)
-Сегодня будем писать буквы : Дд, Ддд, Дддд,…
дуб
2) Актуализация знаний. Подведение к теме урока.
- Теперь посмотрите ещё раз на слова-отгадки и подумайте, к какой части речи они относятся?
-Как вы это можете доказать?
- А на какие группы можно разбить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные)
-Какие имена существительные называются одушевленными? Неодушевленными? (Слайд 3)
- Назовите ещё раз одушевленные существительные. Как можно назвать одним словом? Какие это птицы? (Зимующие). Легко ли им зимой? Почему? Чем вы можете им помочь? А кто уже сделал кормушку? Чем вы кормите птиц? Молодцы, ребята. И кто ещё не успел повесить кормушку, я надеюсь, обязательно повесит. Птицам ваша помощь очень нужна, и они обязательно отблагодарят вас. А как вы знаете?
-Опять посмотрим на экран. А как ещё можно разбить эти существительные на группы?
? ? ?
-Значит, сегодня нам надо узнать, как еще можно разделить эти слова на группы. Мы познакомимся еще с одной грамматической категорией имен существительных: род имен существительных.
3) Работа над новой темой.
-Давайте сначала возьмем слова, которые мы чаще используем в речи, которые нам ближе. ( Слайд 4). Прочитайте слова:
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, прадедушка, прабабушка.
-Как можно эти слова разбить на группы?
мужчина женщина
дедушка мама
папа сестра
сын бабушка
брат внучка
прадедушка прабабушка. (Слайд 5)
-Слова, которые обозначают мужчин – мужского рода, которые обозначают женщин – женского рода. Слова мужского рода можно заменить словами он, мой, слова женского рода – словами она, моя. (Слайд 6)
- Теперь подумайте, каким словом можно заменить все эти слова? Как сказать одним словом? (Семья)
- А как вы думаете, семья для человека это что?
-Как члены семьи должны относиться друг к другу?
Да. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В семье ребенок получает первые знания, воспитывается. И члены семьи должны любить и уважать друг друга, заботиться друг о друге. Младшие слушаться старших, помогать им.
- А сейчас вернемся к нашим словам-отгадкам, попробуем согласовать их со словами мой, моя. (Слайд 7) Какое слово не согласуется с этими словами? А с каким словом его можно согласовать? (Слайд 8)
Оно согласуется со словом мое, и оно среднего рода . (Слайд 9)
Мужской род Женский род Средний род
он, мой она, моя оно, мое
дуб берёза дерево
воробей сосна
дятел (Слайд 10)
-Из таблицы видно, что существительные бывают мужского, женского, среднего рода. Теперь вы попробуйте подобрать свои слова в каждый столбик.
-Какое окончание имеют существительные мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
4)Работа с учебником.
- Упражнение 1 (стр.80) – устно.
-Упражнение 2 (двое работают у доски) с последующей проверкой.
5) Физкультминутка для глаз:
Чтоб глаза твои зорче были
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги
Вправо, влево побыстрей,
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
Проведем восьмерку дружно
Ну, а дальше - Будь здоров!
6) Работа по карточкам (в парах)
7) Сегодня на уроке вы узнали, что у каждого существительного есть род. А хотелось бы вам узнать, как у существительных появился род?
- Тогда послушайте сказку.
Как у существительных род появился.
Из этой истории вы узнаете, как у слов-существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».
А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и много других). А слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).
Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.
Надеюсь, и вы не будете путать род имен существительных.
- Приведите пример существительных женского рода, мужского рода, среднего рода.
-А чтобы лучше запомнить род существительных, можно выучить стишок. (Слайд 24)
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он - мой».
Средний род – «Оно, моё»!
Это правило твоё!
- Ребята, может ли одно и то же имя существительное быть в мужском, женском и среднем роде? ( Имена существительные не изменяются по родам. Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.)
- А что нужно сделать, чтобы определить род имени существительного? (Заменить словами он, мой; она, моя; оно, моё )
ІV. Итог урока. (Слайд)
-Что нового вы сегодня на уроке узнали? Чему научились?
V. Оценки за урок:
VІ. Домашнее задание: упр. 4, стр.82