1. Познакомить с историческими сведениями, расширить представления учащихся о традиционной русской выпечке - блинах.
2. Пополнить знания о приготовлении пищи, закрепить знания о видах теста, изделий из него.
3. Познакомить с особенностями приготовления теста для блинов. Учить учащихся замешивать заварное тесто и выпекать из него блины соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности. Формировать навык выпекания одинаковых по размеру и толщине блинов.
4. Расширить знания о профессиях.
5. Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения.
1. Корригировать и развивать устную речь учащихся через использование словарных слов, терминологии, добиваясь полных ответов на вопросы.
2. Развивать пространственное представление, аналитико-синтетические умения на основе работы с технологической картой, планом.
3. Способствовать коррекции памяти путем повторения, осмысления, восприятия.
4. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
1. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, умение работать в коллективе, в парах.
2. Прививать учащимся познавательный интерес к предметам: истории, литературе, русскому языку, посредством применения информационных технологий.
3. Формировать у учащихся навыки культуры труда: точность, аккуратность во время работы, умение планировать свою деятельность, осуществлять текущий контроль качества выполняемой работы. Закрепить правила поведения за столом.
4. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
1. Планировать объем материала с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
2. Соблюдать режим охраны здоровья, используя физкультминутки.
3. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
4. Формировать навык безопасной работы.
Этапы работы | Виды работы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I Организаци -онный этап | Приветствие. Демонстрация слайдов презентации. Слайд 1 Эмоциональный настрой на работу. Слайд 2 | Учитель приветствует учащихся. Добрый день ребята! Мы рады видеть вас на уроке. Проверка отсутствующих. На уроке присутствуют все учащиеся?
- Посмотрите, какое ласковое весёлое солнышко нас сегодня встречает. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения на уроке. - Хочу обратить Ваше внимание на то, что мы с Вами сегодня не одни. У нас гости. - Какие пословицы мы с Вами знаем для гостей? - Для дорогого гостя и ворота настежь. - Гость на гость – хозяину радость. - За пустой стол гостей не сажают. - Умел звать, умей и угощать. - Рад не рад, а говори: «Милости просим!»
- Я надеюсь, что мы сегодня будем гостеприимными хозяевами. Но и наши гости будут сегодня контролерами качества и оценят вашу работу. | Отчёт дежурного. Учащиеся называют или добавляют окончание пословицы. | Подготовить учащихся к работе на уроке. Создать благоприятный психологический климат. Настрой на работу. Создать эмоциональное настроение. Прививать учащимся интерес к русскому народному творчеству. |
II Целеполагание, планирование деятельности на уроке. | Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Словарная работа. | - Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? - Отгадайте загадки и вы узнаете тему урока: 1. Желтый, круглый, ароматный И на вкус такой приятный! Только мама испечет, А он прыг и прямо в рот...(Блин)
2. Первый комом говорят Я поверить был бы рад Только знаю, что у мамы Первый…- красивый самый (Блин)
3. И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки...(Блины) 4. Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?..(Блины)
- Правильно это блины.
Тема нашего урока: «Технология выпекания блинов из заварного теста». - Сегодня мы с Вами научимся самостоятельно готовить заварное тесто и выпекать из него блины (учитель открывает тему урока на доске). Обратите внимание на написание слова «заварное» - ударение падает на букву «о», вторая буква «а» - безударная, проверяем проверочным словом – заваривать. Сегодня нам встретятся слова: кипяток, ударение на «о», безударную букву «я» проверяем проверочным словом – кипящий; замесить - ударение падает на букву «и», вторая буква «е» - безударная, проверяем проверочным словом – замес. Правописание этих слов вы должны запомнить. | Учащиеся отгадывают загадки. -Блин - Блин - Блины - Блины | Развивать пространственные представления, аналитико – синтетические способности. Прививать учащимся интерес к русскому народному творчеству. Ориентировать на предстоящую работу. Прививать учащимся познавательный интерес к русскому языку. |
III Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. Слайд 3 Учитель обращает внимание на доску Учитель раздает всем учащимся карточки с пунктами плана. | Вопросы: 1. Давайте вспомним, какие виды теста бывают?
2. Чем отличается пресное тесто от дрожжевого?
3. Что такое дрожжи? 4. Назовите виды пресного теста. 5. Определите из какого теста приготовлено данное изделие? 6. Давайте вспомним, что мы с вами готовили из теста? 7. Что мы делали на прошлом уроке? 8. Выберите, какие продукты необходимы для приготовления лапши? (по картинкам на доске) Продукты: мука, яйца, кефир, молоко, сахар, мед, варенье, масло, соль.
9. Определите последовательность приготовления теста для лапши.
Оценка ответов учащихся. | Отвечают на вопросы. - Тесто бывает пресное и дрожжевое. - В дрожжевое тесто добавляют дрожжи. - Хлебопекарные дрожжи – это искусственно выведенный грибок, который способен увеличивать количество теста, придавать ему пышность и нежность. Эти грибки способны выдерживать высокие температуры. При выпечке они не погибают. - Пресное тесто бывает: сдобное, бисквитное, песочное, слоёное, тесто для лапши.
Учащиеся определяют из какого теста приготовлено изделие. - Мы готовили: пиццу, печенье для Карлсона, лапшу, Чак – чак, сосиски в тесте.
- На прошлом уроке мы делали Татарскую лапшу. Учащиеся выбирают: мука, яйца, соль ( Кисов А. индивидуальная работа ). Учащиеся поочереди выходятк доске, выставляют карточки -последовательность приготовления теста для лапши. План работы: 1. Разбить в миску яйца, добавить соль, размешать. 2. Просеять муку, постепенно всыпать в яйца. 3. Замесить тесто. 4. Раскатать тесто в тонкий пласт. Подсушить. 5. Свернуть тесто рулетом, нарезать тонко лапшу.
| Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройден-ный материал, устранить пробелы в знаниях. Корригировать и развивать устную речь учащихся, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Развивать память аналитико – синтетические способности. Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения. |
IV Освоение нового материала. | Рассказ учителя об истории возникновения блинов. Приложение 1. Объяснение учителя. Фронтальная работа. Беседа Демонстрация видеофильма «Приготовление заварных блинов». (3 мин.) Слайд 4 Слайд 5 | Тема урока: «Технология выпекания блинов из заварного теста».
- Ребята, а знаете, как давно появились блины?
– Сегодня мы научимся замешивать заварное тесто для блинов и выпекать их. Заварные блины. Это блины, которые выпекают из жидкого пресного теста. Заварными их называют потому, что тесто разбавляют крутым кипятком, оно как бы заваривается, отсюда и название. Кипяток даёт блинам ажурность, ноздристость. Самыми вкусными и нежными на вкус считаются заварные блины на кефире. – Что нужно, чтобы приготовить заварные блины? – Конечно, нужны продукты для приготовления блинов и посуда и приспособления. – Какое оборудование необходимо? (на столе - кастрюля, венчик, ложка столовая и ложка чайная, половник, тарелки, вилка, сковорода, лопатка, кисточка).
Для приготовления заварного теста нам нужны продукты: (на столе стоят продукты для теста, учитель перечисляет). Продукты: - мука - кефир - яйца - соль - сода - растительное масло - крутой кипяток - сливочное масло
– Назовите основной компонент теста для блинов? Мука — основной продукт в приготовлении теста В муке содержится много питательных веществ. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. И вообще при приготовлении любого блюда мы должны помнить, что при покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности. Следовательно, качество муки определяется по её цвету, запаху, и влажности. У качественной муки цвет – белый или кремовый, отсутствуют посторонние запахи. Еще одним из основных компонентов являются яйца.
А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофильм «Приготовление заварных блинов». Знакомство с рецептом приготовления блинов. Пошаговый рецепт. Требования к качеству готовых блинов. - Блины должны быть одинаковые по форме, величине и толщине. - Иметь красивый, румяный цвет. - Блины должны быть пропеченными внутри. Подают блины: Оформление блюда и подача на стол: 1. Готовые блины смазываем растопленным сливочным маслом и укладываем на плоское блюдо: в расправленном виде, свернув в трубочку или конвертиком. 2. К блинам можно подать: варенье, мед, сметану, растопленное сливочное масло и т.д. по вкусу. 3. Можно приготовить фаршированные блины: с мясом, с творогом, с капустой, с повидлом, рыбой и другими продуктами. | Учащиеся слушают. Учащиеся совместно с учителем выбирают. Учащиеся слушают объяснение учителя. - мука Учащиеся просматривают видеофильм. | Концентрировать внимание. Вызвать интерес к изучению нового материала. Расширить кругозор, дать знания учащимся об истории блинов, эмоциональная и смысловая разгрузка. |
Физкульт- минутка. | | Учитель демонстрирует движения под музыку. | Учащиеся выполняют движения под ритмичную музыку, имитируя действия, соответствующие технологии выпекания блинов. | Соблюдать режим охраны здоровья. |
V Закрепление | Фронтальная работа. Учитель раздает всем учащимся карточки с пунктами плана. | Расположите названия операций по порядку. Технология выпекания блинов из заварного теста. Последовательность работы: Вымыть яйца. Просеять муку. Взбить яйца, сахар, соль, кефир. Добавить в смесь муку, тщательно размешать до однородной массы (исчезновения комочков). В кипяток добавить соду, перемешать, влить в тесто, снова перемешать, доводя тесто до нужной консистенции. В готовое тесто добавить растительное масло, тщательно перемешать. Выпекать блины с двух сторон. Готовый блин смазать сливочным маслом. | Учащиеся по очереди выходят к доске, выставляют карточки, определяют последовательность выпекания блинов из заварного теста. | Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения. Закрепить и систематизировать знания учащихся, корригировать и развивать устную речь, логическое мышление |
VI Правила техники безопасности. | Фронтальная работа, опрос учащихся. | Повторить санитарно – гигиенические правила, технику безопасности при работе с электрической плитой, горячей кухонной посудой (сковородой). | Ответы учащихся. | Вырабатывать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травматизма. |
VII Практическая работа. | Вводный инструктаж. Работа с технологической картой Обучение приёмам работы. Демонстрация учителем приёмов выпекания блинов. Текущий инструктаж. Сервировка стола. Анализ и оценка результатов труда. Чаепитие. | Планирование трудовой деятельности. – Сейчас мы разделимся на бригады, и будем учиться замешивать тесто и выпекать блины. Учитель раздаёт каждой бригаде технологические карты (Приложение 2)
Посмотрите на технологические карты, проанализируйте их, спланируйте свою деятельность. Учитель корректирует представленные планы.
Учитель руководит процессом работы, корректирует
Выпечка блинов : учитель показывает приёмы выпекания блинов, далее дети работают самостоятельно, чередуясь. Сообщение технологических сведений о процессе выпекания блинов. Блины выпекают на сковородках, лучше чугунных, небольшого размера, сковородки должны быть абсолютно чистыми. Перед тем как вылить тесто на раскаленную сковороду, её смазывают растительным маслом. Тесто выливать на сковородку лучше деревянным черпаком. Когда блин зарумянится с одной стороны, а с другой покроется дырочками, его переворачивают лопаткой. Готовые блины укладывают один на другой, смазывая сливочным маслом. Целевые обходы рабочих мест учащихся: выявление затруднений при выполнении работы, организации рабочего места, культура труда, соблюдение правил техники безопасности, правильность выполнения приёмов работы. Создается обстановка праздника: самовар, чайный сервиз, посуда «Хохлома», блины, варенье, ароматный чай.
По окончанию выпечки блинов, гости и учащиеся приглашаются к столу для чаепития и оценки качества выполненной работы под музыкальное сопровождение: Русская народная песня «Ой, блины, блины, блины».
Во время чаепития учитель рассказывает о правилах еды блинов.
А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками. Если проткнешь вилкой блин или разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. В Древней Руси человека, разрезавшего блин, забивали палками. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.
|
Учащиеся делятся на 2 бригады. Каждая из бригад выбирает шеф-повара. После обсуждения, шеф- повар представляет план деятельности бригады. Работа в парах: 1 группа-готовит тесто, выпекают блины 2 группа-смазывают блины маслом, 3 группа – оформляют к подаче, выполняют сервировку стола к чаю.
Бригады замешивают тесто под руководством учителей.
Учащиеся выпекают блины поочерёдно. Бригады работают, опираясь на технологические карты и консультации учителя.
Учащиеся красиво оформляют стол в русском народном стиле, соблюдая правила этикета при сервировке стола. Бригады дегустируют изделия друг друга и анализируют их вкусовые качества. | Расширить знания о профессиях. Учить замешивать заварное тесто и выпекать из него блины соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности. Формировать навык выпекания одинаковых по размеру и толщине блинов. Формировать навыки самостоятельной работы Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, умение работать в коллективе, в парах. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
Воспитывать эстетический вкус при оформлении блюд. Развивать умение осуществлять контроль. Формировать правила этикета за столом. |
VIII Закрепле-ние. | Фронтальная работа, опрос учащихся. | Учитель задаёт вопросы: – Чему учились на уроке? – Сможете ли вы теперь самостоятельно сделать тесто для блинов? Выпекать блины? - Давайте поделимся, какие у нас получились блины? - Скажите, а с чем подают блины? | Ответы учащихся: - мы научились готовить заварное тесто для блинов и выпекать их. Учащиеся по кругу высказываются: вкусные, поджаристые, нежные, тонкие, и т.д. - Блины подают с вареньем, маслом, сметаной, мёдом и т.д.. | Закрепить и систематизировать знания учащихся, корригировать и развивать устную речь, логическое мышление. |
IХ.Итог урока. | Оценивание работ учителем. Профориентация учащихся. | Комментарии учителя, выставление оценок в дневник. Приготовление пищи – трудоемкий процесс. Он требует от человека много знаний, умений и навыков. Это значит, что нужно много знать и уметь. Люди какой профессии готовят блины? Этому можно научиться. В Москве есть учебные заведения………………, где можно получить профессию повара и повара-кондитера. Вручение подарочных буклетов с рецептами блинов гостям. |
Уборка рабочих мест | Расширить знания о профессиях. |