I Организационный этап. | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, организация рабочего места. Введение в тему урока. Беседа. Демонстрация слайдов презентации. Слайд №2 | Учитель приветствует учащихся. Урок хочу начать с четверостишья: «У меня растут года, Будет и 17. Где учиться мне тогда? Чем заниматься?» Вот и вы стоите на пороге выбора: куда пойти учиться? Пройдёт всего несколько месяцев и вы станете выпускниками, шагнёте в новую взрослую жизнь. Выбор профессии сложный и ответственный шаг. Наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, куда пойти работать, какую профессию выбрать, а значит выбрать и свой жизненный путь. Профессия швея вам хорошо знакома, так как вы занимаетесь швейным делом уже пятый год и собираетесь продолжить своё обучение по данной профессии. Наше сегодняшнее занятие позволит вам не только расширить свои знания об этой нужной и важной профессии, но и позволит совершенствовать навыки выполнения машинных швов производственным способом. Урок у нас сегодня необычный, мы проводим его в мастерской техникума № 29 совместно с преподавателями техникума Титковой Натальей Николаевной и Антоновой Татьяной Анатольевной. | Учащиеся слушают. | Мотивация учащихся к деятельности. Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Создать благоприятный психологический климат. Ориентировать на предстоящую работу. |
III Актуализация знаний. | Фронтальный опрос. Слайд №4 Слайд №5 Слайд №5 (учитель выделяет пункт плана на слайде цветом) Слайд №5 (учитель выделяет пункт плана на слайде цветом) | Учитель задаёт вопросы: 1. Над каким изделием мы начали работать? 2. Из каких деталей состоит фартук? 3. Вспомните и составьте план пошива фартука. 4. Какую работу мы выполнили на прошлом уроке? 5. Почему косая обтачка называется косой? 6. Из скольких деталей может состоять обтачка? 7. Составьте и расскажите последовательность обработки косой обтачки, используя макет. 8. Назовите какой пункт плана мы будем выполнять сегодня? | Учащиеся отвечают на вопросы. - Мы шьем фартук. - Фартук состоит из основной детали, пояса, косой обтачки. Учащиеся определяют последовательность пошива фартука, составляют план. - Мы заготовили косую обтачку. - Косая обтачка называется косой, потому что раскроена по косой нити. - Косая обтачка может состоять из нескольких деталей. - Учащийся у доски составляет последовательность обработки, объясняет технологию соединения. - Сегодня мы будем обрабатывать закругленный срез фартука косой обтачкой. | Выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить пробелы в знаниях. Корригировать и развивать устную речь учащихся, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения. |
IV Освоение нового материала. Физкультминутка. | Сообщение темы урока. Слайд №6 Объяснение учителя. Наталья Николаевна Объяснение, демонстрация учителем образцов обработки срезов деталей косой обтачкой, косой бейкой. Ирина Алексеевна Беседа Работа с ПТК Татьяна Анатольевна Объяснение и демонстрация учителем оборудования, приспособлений для обработки срезов косой бейкой, показ приёмов работы – окантовка срезов. Слайд № 7 Демонстрация видеоролика. Ирина Алексеевна Работа с ПТК. Ирина Алексеевна Слайд №8 Демонстрация видеоролика «Производственная гимнастика». Наталья Николаевна: Объяснение учителя, демонстрация приемов работы. Слайд № 9 | Мы продолжаем изучать тему «Обработка срезов косой бейкой» и тема сегодняшнего урока «Обработка закруглённого среза фартука двойной косой обтачкой производственным способом». О способах обработки срезов косой бейкой и обтачкой вам расскажет преподаватель технологии Наталья Николаевна: Для обработки срезов деталей, для предохранения их от осыпания и отделки изделия применяют несколько способов обработки срезов косой бейкой и косой обтачкой. С помощью косой бейки можно обработать: окантовочный шов с открытым или закрытым срезом; с открытым срезом обмётанным на машине; тесьмой; или косой бейкой с заутюженными срезами. В зависимости от места расположения окантовки в изделии и толщины ткани из которого выполнено изделие выбирают вид окантовки. Окантовочный шов относится к классу краевых швов, поэтому окантовочный шов с закрытым срезом применяют для обработки низа изделия, низа рукава, среза горловины, проймы, окантовывают воротники в детской одежде, окантовывают оборки, рюши и воланы. Окантовочный шов с открытым срезом чаще применяют в верхней одежде – пальто, при соединении подборта с подкладкой. Тема урока сегодня: «Обработка закругленного среза фартука двойной косой обтачкой, производственным способом». Косая обтачка как и косая бейка – предназначена для обработки срезов изделия и предохранения их от осыпания и растяжения. Обтачка выкроенная по косой может быть одинарной или двойной (как на фартуке который вы будете обрабатывать сегодня). В этом случае косая обтачка может быть выполнена из ткани основного материала или из ткани другого цвета. Применяется такая обтачка для обработки срезов горловины, проймы и низа изделия. Если обтачка выполнена из ткани контрастного цвета в этом случаи она является отделочным элементом в изделии. Ирина Алексеевна: Существует несколько способов обработки срезов косой обтачкой. Скажите, пожалуйста, технология обработки срезов косой обтачкой индивидуальным способом вам знакома? - При пошиве каких изделий мы ее применяли? - Пользуясь образцами, мы восстановим ПТК. (Учитель на столе раскладывает образцы ПТК). - С чего начинается обработка среза косой обтачкой? (Учащиеся отвечают, учитель на доске прикрепляет образцы). Технология обработки среза косой обтачкой инд. способом: 1. Наложить обтачку на изнаночную сторону фартука, совместить срезы, приколоть, приметать. 2. Обтачать на ширину 0,5 – 0,6 см. от среза. Удалить нитки приметывания. 3. Отогнуть обтачку на лицевую сторону, выправить шов, выметать, образуя кант из обтачки, на 0,1 – 0,2 см. Наметать обтачку на основную деталь по сгибу обтачки. 4. Настрочить на 0,1 – 0,2 см. от сгиба. Удалить нитки временного назначения. Проверить качество работы. Приутюжить. Эта технология применяется при индивидуальном пошиве изделий, а мы сегодня должны научиться обрабатывать закругленный срез производственным способом. Татьяна Анатольевна: На швейных предприятиях применяется промышленный способ обработки срезов косой бейкой, тесьмой. Это скоростной способ без применения смёточных стежков. На фабриках при массовом пошиве время на изготовление изделия затрачивается намного меньше за счёт исключения ручных видов работ и применения высокоскоростного оборудования, специальных приспособлений и пооперационного разделения труда. Я познакомлю вас со специальными приспособлениями для этой операции. Для начала хочу показать вам приспособление для равномерного заутюживания срезов косой бейки (показ с демонстрацией приемов заправки и заутюживания косой бейки). А теперь попробуйте сделать это самостоятельно. А сейчас мы посмотрим видеоролик о том, как окантовывают срезы на швейном производстве (демонстрация видеосюжетов о швейном оборудовании, оснащенном промышленными окантовывателями с комментариями о назначении спецприспособлений для швейных машин, порядке работы на данном оборудовании). В ходе просмотра внимание учащихся акцентируется на отсутствии ручных операций при окантовывании срезов в условиях промышленного производства. По окончании просмотра учащимся предлагается попробовать самим окантовать срез на швейной машине оснащенной промышленным окантовывателем. Скажите, пожалуйста, что значит производственный способ обработки? - Как вы думаете можно ли инструкционную карту, используемую при индивидуальном пошиве, изменить и составить по ней карту обработки среза косой обтачкой производственным способом? - Какие операции необходимо изменить, чтобы получить технологию обработки среза скоростным способом? - Как вы думаете, время обработки среза сократилось или нет? Учитель демонстрирует движения под музыку. Наталья Николаевна: - А сейчас я покажу вам приемы обработки среза косой обтачкой производственным способом. Раздать детям инструкционные карты (приложение №1). Чтение индивидуальной инструкционной карты + показ приемов работы на образцах). - Качество работы. - Критерии оценки. Ирина Алексеевна: - Объем работы. | Учащиеся слушают объяснение учителя. Ответы учащихся. - Да. - Технологию обработки срезов косой обтачкой индивидуальным способом мы применяли при пошиве фартука, постельного, нательного белья, ночных сорочек. Учащиеся выбирают образцы по последовательности обработки. Учащиеся слушают. Учащиеся по желанию пробуют повторить приемы работы с ручным окантовывателем и утюгом. Учащиеся просматривают видеоролик. Учащиеся по желанию пробуют окантовать срез на швейной машине оснащенной промышленным окантовывателем. - Производственный способ обработки - это скоростной способ без применения сметочных стежков, используемый на швейной фабрике. - Можно - Анализ ПТК, замена карточек, образцов. - Да. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся слушают объяснение учителя. | Расширить кругозор, знания учащихся. Формировать навыки работы с ПТК, ориентировочные и планирующие умения. Расширить кругозор, знания учащихся. Расширить знания учащихся, кругозор. Формировать навыки работы с ПТК, ориентировочные и планирующие умения. Концентрировать внимание, развивать пространственное представление, аналитико-синтетические умения. Соблюдать режим охраны здоровья Показать учащимся приёмы работы, учить обрабатывать срез детали используя инструкционную карту. Воспитывать культуру труда. |
VII Практическая работа. | Ирина Алексеевна Текущий инструктаж. Физкультминутка (в процессе работы). Гимнастика для глаз. Слайд №10 | Задание: обработать закругленный срез фартука косой двойной обтачкой производственным способом (работа рассчитана на 3 часа). Целевой обход рабочих мест учащихся: контроль за выполнением работы, выявление затруднений и оказание индивидуальной помощи. Контроль за соблюдением правил ТБ. Упражнения для профилактики нарушения зрения: И.п. стоя зажмурить глаза (5 сек.), широко открыть глаза (5 сек.) Поднимите глаза вверх, не поднимая головы, опустите вниз (2-3 раза). Посмотрите вправо, влево (2-3 раза). | Учащиеся выполняют работу пользуясь ПТК, инструкционной картой. Учащиеся выполняют упражнения. | Учить обрабатывать закруглённый срез фартука производственным способом, соблюдая технологическую последовательность и правила техники безопасности, совершенствовать приемы труда. Формировать навыки самостоятельной работы, ориентировочные и планирующие умения. Формировать навыки культуры труда: точность, аккуратность во время работы. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, умение работать в коллективе. Соблюдать режим охраны здоровья. Предупреждение утомляемости глаз, снятие напряжения. |