Тема: «В гостях у Милы и Кузи»
Цель:
Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти.
Развитие устной речи, коммуникативных навыков, слухового внимания и восприятия.
Задачи:
Образовательная (обучающая):
Обогащение словарного запаса и развитие грамматической стороны речи,
Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Коррекционно–развивающая:
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие качеств внимания и восприятия.
Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.
Развитие пространственных и временных ориентировок.
Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.
Воспитательная:
Воспитание уважения друг к другу, развития чувства эмпатии.
Воспитание интереса к познавательной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе и всему живому.
Оборудование: презентация к занятию, фишки желтого и красного цвета, материал к игре «Разрезные картинки», карточки со словами – названиями насекомых, фишки синего, зелёного и красного цвета, карточки с кузнечиками и божьими коровками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети входят в зал и встают в круг.
Психолог: Давайте поприветствуем наших гостей.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг.
Логопед: Давайте ребята мы поприветствуем друг друга немножко необычным способом. Поиграем в игру «Эхо».
Тот, кто стоит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, мы дружно, как эхо за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает сосед справа, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут своё имя и прохлопают.
2. Введение в тему:
Психолог:
- Ребята, нас с вами в гости приглашают герои мультфильма «Лунтик»: Кузя и Мила.— Закрывайте глаза. Вокруг себя обернись и в гостях окажись. (Презентация)
Логопед:
— Чтобы вам было интересно, Кузя и Мила приготовили для вас игру – соревнование. Давайте выберем фишки. (Волшебный мешочек) А теперь те, кто взял зеленые, садитесь за стол к Кузе, а те, кто взял красные фигуры, садитесь за стол к Миле. Начинаем наше соревнование.
3. Развитие слухового восприятия
Психолог:
— Однажды Мила и Кузя скучали, и чтобы развлечься, придумали игру. Они закрывали глаза и по очереди разгадывали, что вокруг них звучит. Давайте и с вами поиграем в эту игру. За правильный ответ команда получает карточку.
Включаются аудиозаписи звуков природы, и команды по очереди отгадывают то, что слышат.
Каждая команда за правильный ответ получает карточки с изображением кузнечика или божьей коровки соответственно.
4. Игра «Наоборот» (подбор антонимов)
Слайд с полянкой (грязь, беспорядок)
Логопед:
-Ребята, но, что случилось с нашей полянкой?
Чтобы очистить её, нам нужно совершить хорошие поступки и выполнить задания.
Погода была солнечной, а стала …(пасмурной)
Полянка была чистой, а стала …(грязной)
Дети были умными, а стали …(глупыми)
Были добрыми, а стали…(злыми),
Были вежливыми, а стали… (грубыми)
А жители полянки были весёлыми, а стали…(грустными)
Психолог:
-Наденем волшебные очки и расскажем, какие хорошие качества есть у вас, которые пригодятся нам в нашей игре-соревновании.
Игра «Лучшие качества» (доброта, честность, ум…). За правильные ответы вы получаете карточку.
5. Развитие зрительного восприятия и мыслительных операций анализа и синтеза
Педагог-психолог: У Милы и у Кузи много друзей. Они любят рассматривать их фотографии. Но вот Вупсень и Пупсень разрезали фотографии. Помогите нашим героям все собрать. Каждой команде как можно быстрее нужно собрать по две картинки.
Дети собирают разрезные картинки: оса, комар, жук, муха – называют все предметы и обобщают словом «насекомые». Те, кто справился быстрее и правильно получают карточки с насекомыми.
6. Развитие внимания и быстроты реакции.
Педагог-психолог: Предлагаю сделать смешную паузу. Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!».
Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет вместе с ним движения и слова. Ведущий (на первых порах – взрослый, позднее – кто-то из детей) показывает и делает следующее:
5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».
5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».
5 раз прикасается к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».
5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».
Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по четыре раза. Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до трёх, двух и до одного. Последний раунд снова проходит медленно. Произносить последнее «хе» надо громко, сильно, как бы выплескивая всю свою усталость и раздражение.
7. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Учитель-логопед:
– Ребята, вам нужно составить звуковые схемы слов «оса» и «жук».
Дети самостоятельно выполняют задание. Затем от каждой команды один человек объясняет, сколько в слове звуков, сколько из них согласных звуков, а сколько гласных, называют гласные и согласные звуки. За правильные ответы команды получают карточки с жучками. Команда, в которой все дети справились без ошибок, получает дополнительную карточку.
8. Формирование грамматических категорий.
Учитель-логопед:
– Мила с Кузей напоминают нам, что у нас соревнования. Ребята, у вас на карточках написаны название насекомого. У вас один предмет, а на лугу их много. Читайте свою карточку и находите много таких предметов.
Дети читают слово, напечатанное на карточке, например, «бабочка», и находят картинку, где нарисовано много соответствующих предметов, например, «бабочки». За каждый правильный ответ дети получают карточки.
9. Динамическая пауза с применением методов кинезиологии.
Педагог-психолог: Пора нам отдохнуть.
Упражнение «Сова».
Упражнение «Перекрёстные шаги».
Упражнение «Дом-ежик-замок».
10. Деформированная фраза
Логопед: Ребята, Вупсень и Пупсень совершили еще один нехороший поступок. Они стерли рисунок с Майского жука. Он прилетел к Кузе и Миле и просит ему помочь. Если мы составим предложения правильно, майский жук снова станет красивым.
Веточка сидит на муравье.
Листок спрятался под жуком.
Капуста сидела на гусенице.
Дорожка ползла по божьей коровке.
Цветок сел на бабочку.
Окно ползло по мухе.
11. Игра «Дождь в лесу»
Педагог-психолог: Устали? Давайте еще раз отдохнем.
Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга , защищать от сильных ударов дождя своими ветвями(дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались. Стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
12. Подведение итогов
Учитель-логопед: Ребята, пора нам прощаться с Милой и Кузей. Посмотрите, полянка снова стала чистой и красивой! А нам нужно подсчитать количество заработанных вами карточек и узнать, чья команда победила.
Психолог считает баллы. Победившую команду награждают медалями.
Логопед– Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора нам в детский сад. Попрощаемся с нашими героями также необычным способом. «Я хранитель природы! Я всё могу!».
Детям предлагается повторить данную фразу вслед за логопедом сначала шёпотом, затем громко и наконец, очень громко.
13. Рефлексия.
Педагог-психолог: Вокруг себя обернись,
Снова в группе появись.
«Хотелось бы вспомнить, чем мы сегодня занимались, «Что было интересно?». «Что понравилось?», «Что больше всего?».