Конспект открытого занятия для родителей по ИЗО в изостудии "Волшебная палитра"
"Тарелка для медвежонка" (хохлома)
Цель: Развивать у детей творческие способности через знакомство с русскими народными промыслами.
Задачи: Познакомить с новым видом росписи хохлома. Развивать чувство цвета, уверенность в своих возможностях, умение составлять композицию, используя знакомые элементы росписи. Закрепить знания детей о народных росписях и навыки рисования кистью всем ворсом и концом. Научить рисовать ягоды способом вращения кисти. Воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал: Мольберты по количеству детей. Гуашевые краски, кисти 2х размеров (пони 6 синтетика 3), заготовка контур тарелки на желтом фоне, стаканы с водой, салфетки, фартуки, ватные палочки.
Пособия: Хохломская посуда, дидактические игры "4й лишний», "Найди по описанию", схемы последовательности рисования хохломских узоров.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришли ваши родители давайте их поприветствуем. (здороваемся)
Сегодня у нас заключительное занятие по знакомству с народными промыслами. Давайте покажем вашим родителям, чему мы с вами научились? А для этого у нас есть ответственное задание. Вот карточки, на которых изображены игрушки, выполненные в разных стилях росписи, на каждой карточке одна роспись лишняя. Вам предстоит определить какая это картинка и объяснить, почему вы так решили. (Карточки расположены одна на другой в той последовательности, как были ознакомительные занятия. Филимоновская, Дымковская, Майданская, Городецкая, хохломская). Дети определяют какого вида росписи больше и какая лишняя, называют виды росписей и их особенности. На мольберте остается последняя карточка.
В-ль:- Дети, а эта роспись вам знакома? Это роспись - Золотая Хохлома
(На демонстрационном столе стоит хохломская посуда. Дети рассматривают ее.)
-как нам запомнить название этой росписи? (дети подбирают похожие слова близкие по звучанию)
( хоха, ха-ха, хохолок)
- А как нам отличить ее от других росписей, почему ее называют "золотой"?(дети называют отличительные черты хохломской росписи -цвета, элементы)
(Звонит телефон) поднимаю трубку: Да, Мишутка, я поняла, мы как раз с этой росписью знакомимся,хорошо, сейчас попрошу ребят.
-Ребята, помните медвежонка из сказки "3 медведя" какая беда у него приключилась? ( ответы детей) Он просит расписать ему новую тарелочку в стиле хохломы, поможем?
-Я приготовила для вас схему, в какой последовательности выполняется хохломская роспись.
-Давайте подумаем, с чего мы начнем роспись и с какого края? Почему?
(с верхнего, нарисовать каемочку, чтоб не размазать потом основной рисунок)
-Какого цвета каемка и какой кистью ее надо рисовать? (красная, широкой)
- Какие элементы сначала надо рисовать мелкие или крупные? Почему?
(крупные потому, что это главный узор -основной)
-К чему прикреплены ягоды и трилистники? (к веточке)
-Какой кистью будем рисовать веточку? (тонкой)
-Давайте попробуем в воздухе нарисовать веточку. (Дети в воздухе проводят линии) Какого цвета краску мы возьмем для веточки? ( Черную), набираем и пробуем на мольберте нарисовать образец ветки) Продумайте как на вашей тарелочке будет располагаться узор.
Если вы уверены, что у вас получилось, то рисуем на тарелочке.
-Какой узор последует за веточкой? Какой элемент нам знаком? (трилистник)
-Да вы правы, это трилистник, в какой росписи он нам встречался? (Городецкой)
-Каким цветом, какой кистью и каким способом будем рисовать? (зеленой, широкой, примакиванием)
-Как расположить трилистники по тарелочке, чтоб было красиво? (на расстоянии и в разных направлениях) Рисуем.
- Следующий элемент - ягоды. Посмотрите на схему, как расположены ягоды?
(пучечками, семейкой по 3-4)
-Хотите я открою вам один секрет, как нарисовать ягодки одинаковыми. Посмотрите! (сопровождаю свои действия обьяснением)
Я выбираю кисть, набираю красную краску, лишнюю краску вытираю об край ба-ночки, ПРИЖИМАЮ весь ворс кисти к листу бумаги, другой рукой держу кисть
за край и начинаю медленно прокручивать кисточку на одном месте, не отрывая ее от бумаги, я стараюсь не сдвинуть ее в сторону. (Пробуем на молберте, и распределяем ягоды на рисунке).
-Посмотрите, каких элементов еще не хватает в нашей росписи.(завитков и цветочков)
-Какой кистью и каким способом можно нарисовать завиточки и травинки?
(тонкой, самым концом кисти). Как они расположены на веточке(рядом друг с другом над веточкой и под веточкой.) Можно попробовать нарисовать несколько завитков в разных направлениях на мольберте предлагаю вам это сделать. У кого получилось могут рисовать на листе.
-Давайте рассмотрим цветочки, из каких элементов они состоят, при помощи какого инструмента мы сможем их нарисовать? ( они состоят из точек, можно использовать ватную палочку.) рисуем цветочки.
-Как много получилось красивых тарелочек, я их сфотографирую и отправлю мишке, наверняка они ему понравятся, и он сможет поделиться со своими друзьями.
- Кто закончил свою роспись, может убрать на своем рабочем месте и пройти посмотреть, какие тарелочки получились у других детей. Выскажитесь, какая тарелочка больше всего понравилась и почему. Хвалю работы всех детей, обращая внимание на отдельные, наиболее удачно получившиеся элементы и интересно составленные композиции.
-В заключение занятия в-ль предлагает поиграть в игру " Найди по описанию"
(На столе разложены карточки с различными предметами народных промыслов. Дети выбирают себе карточки, на которых используется роспись 3х цветов и элемент росписи трилистник, ягоды, цветочки и завитки. Каждый берет по одной кар-
точке и называет вид росписи, говорит, как он определил что это именно хохломаВ-ль благодарит всех за участие, предлагая дома с родителями расписать целый столовый сервиз в стиле... Который называется? Дети - ХОХЛОМА!
Желаю удачи, до свидания.