Конспект открытого занятия по ИЗО в старшей группе
Направление: художественно-эстетическое
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: Домашние животные
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «линогравюра»; закрепить знания по лексической теме «домашние животные»; развивать творческие способности, мелкую моторику, речь; воспитывать аккуратность в работе с разными изобразительными материалами.
Дидактические материалы и оборудование: бумажные куклы Таня и Ваня, изображение деревенской избы, изображение погреба, картинки с изображением домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами домашних животных: на 7 детей 8 карточек), картинки с изображением корма для домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами корма), кисть для тонирования, белые листы бумаги формата 10*15 и черная тушь, фотоальбом.
Ход образовательной ситуации
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.
- Таня и Ваня собираются поехать в деревню к бабушке и дедушке. В деревне у бабушкм и дедушки есть домашние животные. А вот друзья Тани и Вани никогда в деревне не были и ни разу не видели домашних животных. Они просят Таню и Ваню привести им из деревни фотографии тех домашних животных, которые есть у бабушки и дедушки. Таня и Ваня просят помочь им сделать фотографии.
- Хотите порадовать друзей Тани и Вани и привезти фотоальбом с фотографиями домашних животных?
- Сможете это сделать?
2.Актуализация знаний.
2.1 Игра «Поезд»
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей в транспорте;
Развивать мелкую моторику, речь.
- Мы вместе с Таней и Ваней отправляемся в деревню к бабушке и дедушке . Деревня находится далеко. На чем поедем? (на поезде)
Пальчиковая гимнастика «Поезд»
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
2.2 Игра «Назови и расскажи»
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей о домашних животных;
Тренировать мыслительные операции;
Развивать внимание, речь.
Дети подходят к столу, на котором находится изображение древней избы. У воспитателя в руках картинки с изображением домашних животных (заготовки из картона для рисования в технике «линогравюра» размером 10*15 с силуэтами домашних животных: на 7 детей 8 карточек)
Воспитатель показывает карточку с изображением собаки:
- Кто встречает нас около дома? (собака)
- Собака – домашнее животное? Почему ? (она живет рядом с человеком и приносит пользу: сторожит дом)
- Кто встречает нас на крыльце? (кошка)
- Кошка – домашнее животное? Почему? (она живет рядом с человеком и приносит пользу: ловит мышей)
- А теперь заглянем на скотный двор. Кто здесь есть? (лошадь, корова, коза, кролик, свинья, овца). Дети по аналогии рассказывают про этих домашних животных.
Затруднение в игровой ситуации.
Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
Развивать речь.
- Давайте каждый из вас сделает одну фотографию домашнего животного. Возьмите по одной карточке. Одна карточка (с овцой) остается воспитателю.
- Фотографию какого домашнего животного ты будешь делать? (спросить каждого ребенка, дети должны отвечать полным ответом.)
Дети со своей карточкой подходят к столу, на котором находится кисть для тонирования, белый лист бумаги формата 10*15 и черная тушь.
- Сделайте фотографию своего домашнего животного.
- Смогли? (нет)
- Почему? (Не знаем, как сделать фотографию при помощи черной туши и кисти для тонирования)
- Что нужно сделать для того, чтобы мы могли выполнить задание? (нужно узнать новый способ рисования)
4. Открытие нового задания.
Дидактические задачи:
Познакомить детей с новым способом рисования в нетрадиционной технике «линогравюра».
Сфотографировать опыт самостоятельного преодоления затруднения эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю..»
- Как это можно сделать? (можно попытаться придумать самим)
Дети предлагают варианты, воспитатель помогает:
- Если у нас есть кисть для тонирования и тушь, значит, мы можем что-то затонировать. Что? (карточку с домашним животным)
- Что нам надо сделать дальше? (продолжить карточку с животным к чистому листу или чистый лист к карточке с животным)
- Как удобнее и аккуратнее у нас получиться? (приложить чистый лист к карточке с животным)
- Что надо сделать дальше? (пропечатать)
- Посмотрите, как я это буду делать: воспитатель делает фотографию овцы.
- Как вы будете выполнять работу? (дети проговаривают этапы работы)
Практическая работа детей.
- Теперь вы смогли сделать фотографии домашних животных? (Да)
5. Затруднениев игровой ситуации.
Дидактические задачи:
Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
Развивать речь.
- Таня и Ваня спрашивают, а как называется способ, при помощи которого мы сделали фотографии? (не знаем)
- Хотите узнать? (да)
- Как вы можете это узнать? (спросить у того, кто знает)
6. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
Познакомить детей с новым словом «линогравюра»
Сфотографировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
Дети задают воспитателю вопрос. Воспитатель говорит, что эта техника называется «линогравюра». Дети хором повторяют новое слово.
7. Введение нового знания в систему знаний.
7.1 Игра «Покорми домашнее животное»
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей о корме домашних животных;
Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение;
Развивать логическое мышление, речь.
- Пока мы с вами делали фотографии, домашние животные проголодались. Бабушка просит покормить их. Для этого каждому из вас надо сходить в погреб (помещение ниже уровня земли для хранения припасов) и принести из погреба то, что очень любит кушать ваше домашнее животное. Выбрать надо одну карточку. Что вы сейчас будете делать?
Дети подходят к столу, на котором находится изображение погреба, рядом лежат карточки, и выбирают карточки с кормом таким образом
Лошадь - яблоко
Собака -кость
Кошка-рыба
Кролик-морковь
Корова-хлеб
Свинья-арбуз
Коза-капуста
-Пока вы ходили в погреб за кормом для своих животных, Ваня и Таня принесли из сарая сено для овцы, покормили её и сделали фотографию для друзей (воспитатель показывает детям фотографию сена, сделанную из заранее в технике «линогравюра»).
7.2 Игра «Фотография»
Дидактические задачи
Закрепить умение детей самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике «линогравюра»
- Сделайте в технике «линогравюра» фотографию корма, которым вы накормили свое домашнее животное.
Практическая работа детей.
Воспитатель в это время оформляет обложку фотоальбома «У нас в деревне» в технике «линогравюра». Дети вкладывают в фотоальбом свои фотографии.
- Теперь нам пора возвращаться домой.
(Проводится пальчиковая игра «Поезд»)
8. Осмысление
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности, создать ситуацию успеха. Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы сегодня были? ( в деревне у бабушки и дедушки Тани и Вани)
- Кого мы там видели? (домашних животных)
- Кому и чем мы помогали? (бабушке кормить животных, а Тане и Ване делать фотографии)
- Какие новые знания помогли нам сделать фотографии? (мы научились рисовать в технике линогравюра)