Государственное казенное образовательное учреждение Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Людиновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья YIII вида» 249 400 г. Людиново. Калужская область. Ул. Дзержинского 1.
Конспект открытого занятия «Суд над вредными привычками»
в группе 5-7 класса
Разработчик
Силаева Е.С.
воспитатель первой
квалификационной категории
Март, 2015 г.
Цель занятия:
Способствовать формированию здорового образа жизни.
Задачи:
Разъяснение обучающимся, что курение, алкоголь и наркотики - серьезные факторы риска, влияющие на все компоненты здоровья: духовное, нравственное, физическое.
Вырабатывание у обучающихся правильной позиции сохранения как своего здоровья, так и здоровья окружающих.
Коррекция поведенческих навыков.
Оборудование: интерактивная доска.
Оформление: Книжная выставка; «За здоровый образ жизни», таблицы, рисунки и плакаты обучающихся о вредных привычках.
Действующие лица: Секретарь суда, Обвинитель, Судья, Историк, Врач, Защитник, Свидетели, Присяжные заседатели, обвиняемые: Табак, Алкоголь, Наркотик.
Ход мероприятия:
Секретарь: Встать, суд идет (Все встают, судья занимают свои места) Садитесь. (все садятся).
Обвинитель: Сегодня на скамье подсудимых сидят Табак, Алкоголь, и Наркотик - на совести которых огромное количество сломанных судеб и загубленных жизней. Их жертвами становятся и взрослые люди и даже дети. школьники, даже самые крошечные создания по их вине рождаются не полноценными, умственно и физически недоразвитыми. Не только здоровье, но часто и жизнь человека разрушаются циничными врагами.
Секретарь: Слово предоставляется Судье.
Судья: С табаком мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. Любимое место многих мальчиков и девочек - школьный туалет, где они покуривают тайком от взрослых. Мальчики считают шиком, когда с «независимым», как им кажется, взрослым видом они проходят по улице с сигаретой в зубах. Такому юноше кажется, что он похож на «крутого» парня без комплексов, которого ничего не волнует, но это далеко не так.
Секретарь: Для ответа на вопрос по истории проблемы, откуда взялся табак и как он попал к нам в Россию приглашается Историк.
Историк: История точно не знает когда в каком году табак оказался в России, однако известно , что во времена Ивана Грозного существовали законы, строго наказывающие за курение табака, потому что оно часто приводило к пожарам.
Судья : А как табак появился в Европе?
Историк: В Европу табак попал из Америки, где побывал Христофор Колумб, высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети, держат в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев, неизвестного европейцам растения. Выяснилось, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ, как проявление враждебности или недоверия. Возвратившись в Европу , Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «тобакко» и …несколько курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой.. Так и случилось. «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, покорили весь испанский двор. Постепенно курение стало путешествовать по Европе. Дошло до России, но активного распространения не получило до тех пор, пока царевич Петр Алексеевич. постоянно общавшийся с туземцами, не научился курить. А потом он стал царем и начал , как известно, вводить в Россию Европейские порядки, в том числе и пропаганду курения. При Петре1 в России появились первые табачные фабрики, в казну потекли доходы от торговли табаком. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал насколько опасна эта привычка.
Секретарь: Для ответа на вопрос, насколько опасна привычка курения табака, приглашается Врач.
Врач: Чем дальше развивается наука, тем больше мы получаем сведений о вреде табака. В человеческом организме нет ни одного органа, который не испытывал бы воздействие табачного отравления и не страдал бы от его последствий. Особый вред табака наносится молодому организму. Например, у юношей под воздействием никотина замедляется рост и развитие некоторых органов. Вдыхание дыма в легкие приводит к бронхитам, создает опасность пневмонии , повышается вероятность раковых заболеваний.
Все начинается с воспаления голосовых связок, которое становится хроническим: голос у курильщика хриплый, неприятный. Это приводит к раку горла . Курение поражает сердечно -сосудистую систему. Работа сердца ухудшается. Начинаются перебои с давлением, то есть нарушается снабжение организма кровью и кислородом. Особенно вреден недостаток кислорода для коры головного мозга , «курильщик» почти не чего не запоминает. Это создает определенные трудности как в школьном обучении, так и когда приходится искать работу.
(Просмотр слайдов о вреде курения)
Секретарь: По делу о вреде курения в суд приглашаются свидетели.
(Инсценировка)
Ученица: (выбегает на сцену)
Что случилось в нашем классе
Почему огонь и дым?
1-ый мальчик:
Это мы сигару курим
Повзрослеть скорей хотим.
Ученица:
Вы не знаете что такое курение?
Это же заблуждение: вы не повзрослеете, А отравитесь и заболеете.
От курения не взрослеют,
А болеют и стареют. Не пройдет и пары лет. Станешь ты, как старый дед.
2-ой мальчик:
У меня изнеможение, прекратить пора курение.
1-ый мальчик:
Пожелтели наши лица, мы не самоубийцы!
Ученица:
Как противен этот дым.
1 и 2 ой мальчик (вместе бросая сигареты)
Курить больше не хотим!
Главный курильщик (выходит, имитируя курение) :
Вы сплошная малышня, не пример вы для меня,
Испугались наставления. Продолжаю я курение.
Я - не хлюпик, не сопляк, буду я курить табак! (Пускает дым и падает в обморок)
Ученица:
Эх, не слушал ты меня,
Не протянешь ты и дня. Смерть его уж стережет, Только врач его спасет.
Доктор, Доктор (звучит сигнал скорой помощи)
Дайте, доктор нам ответ, буде жить он или нет?
Доктор: Может ноги не протянет, только инвалидом станет.
Главный курильщик:
Объясните, что со мной? Неужели я больной?
Доктор: Что за глупые вопросы, это все от папиросы.
Секретарь суда:
Для защиты Курения слово предоставляется Адвокату
Защитник: Спасибо. По долгу службы мне необходимо было подобрать аргументы в защиту подсудимого. Говоря откровенно, аргументов у меня мало. Тем не менее. Уважаемые господа, я прошу вас задуматься о том, что курение табака делает жизнь приятнее. Сигарета успокаивает нервы, добавляет уверенности в себе. Помогает вступить в контакт с окружающими. Для слабого, безвольного, закомплексованного подростка курение - порой единственная возможность выглядеть взрослым и самостоятельным, привлечь чье-то внимание, завоевать авторитет среди сверстников. Стоит ли осуждать привычку, которая доставляет столько удовольствия7
Секретарь: Уважаемый суд, мы познакомились с материалами дела обвиняемого Табака. Это одна из самых распространенных и легкодоступных, но к сожалению, не единственная вредная привычка. На скамье подсудимых мы видим Алкоголь и Наркотик.
Слово предоставляется историку.
Историк: Утверждение - будто бы пьянство- традиция русского народа, -клевета на русскую нацию. В летописи никогда не упоминались спиртные напитки. На Руси были распространены настои на травах и ягодах. Лишь на праздники варили медовуху, брагу, пиво. крепость которых не превышала 10 градусов. Пьянство в будние дни считалось величайшим позором и грехом. Водка на Руси появилась из-за границы, а начиная с Ивана III , правительство объявило за собой право изготовлять и продавать водку.
Секретарь: По содержанию проблемы: насколько опасно употребление алкоголя - слово предоставляется врачу.
Врач: Современные исследователи продолжают утверждать, что алкоголь поражает все органы и ткани человека. Он очень медленно расщепляется в печени, воздействует на деятельность нервной системы, нарушается работа сосудов головного мозга и это далеко не все. После принятия пива наступает состояние отупения. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает опустошающее воздействие на психику подростка. Задерживается развитие мышления и даже утрачиваются уже развивающиеся способности. Подросток деградирует интеллектуально, эмоционально и нравственно.
Секретарь: В зал заседаний приглашаются свидетели.
Задание свидетелям нарисовать портрет Алкоголика.
Участникам раздается бумага и карандаши. Объявляется задание - нарисовать портрет алкоголика. Это не обязательно должно быть изображение человека, это могут быть чувства или какие-либо ассоциации, возникающие при виде алкоголика. После тог, как участники закончат работу, рисунки раскладываются вокруг круга и участники делятся своими впечатлениями. При завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто быстрее распрощается со своим «алкоголиком». Для этого в центр круга ставиться мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть с комом рисунка в эту корзину. При этом, если участник не попал, он берет свой комок и отходит на исходную позицию. Цель упражнении я- помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости от алкоголя.
Секретарь: Для защиты подсудимого Алкоголя в зал суда вызывается адвокат
Защитник: Уважаемый суд, я не вправе защищать обвиняемого, но хочу напомнить, что алкоголь разрешен лицам, достигшим 18 лет. Детям употребление алкоголя строго запрещено.
Секретарь: Переходим к рассмотрению следующего дела. Перед нами - Наркотик. Слово предоставляется историку:
Историк: Наркотические вещества известны человечеству очень и очень давно. Например, ученый- энциклопедист Александр Гумбольдт, путешествуя по Латинской Америке, заметил, что индейцы периодически проявляют необычную выносливость. Взбираясь на высокую гору с тяжелым грузом, они, казалось, не испытывали ни какой усталости, хотя вид у них был совсем никудышный.: худые, плохо соображающие, бледные, неловкие, лишенные аппетита. Их называли «Кокеро», потому что они жевали листья кустарника Кокки. Длилось это желание минут 40, в течении которого надо было сидеть неподвижно. Иначе не получишь удовольствия и не наберешься силы. Время жевания называлось «Кокада». Для рабочего перехода требовалось 5-6 «Кокад».Перестав жевать, они становились вялыми, им не по силам физические и умственные усилия. Жевания «Кокки» убивало их к 22-28 годам.
В 1839 году были открыты обезболивающие свойства Кокки., а вещества, выделенное из нее получило название «Кокаин». В 60-70 годы XX столетия волна кокаинизма захлестнула США и Канаду. Молодежь нюхает, глотает, вводит инъекции и в результате опускается на социальное и интеллектуальное дно.
Секретарь: Слово предоставляется врачу.
Врач: Анаша, Опий, Морфий, Кокаин, по разному воздействуют на организм, но результат один - они приводят его неизменно к разрушению и гибели.
Опасно то, что после нескольких раз приема наркотиков начинает развиваться физическая зависимость. При употреблении наркотиков человек перестает существовать как личность, остается только больная, бездушная, животная оболочка. Нередка смерть от передозировки.
(Врач предлагает посмотреть слайды о наркотиках, комментируя их)
Секретарь:
Слово предоставляется Адвокату.
Защитник: Я отказываюсь защищать Наркотик.
Секретарь:
Суд, выслушав обвинителя, судью, свидетелей, защитника, предлагает передать дело для обсуждения Присяжным заседателям.
(Присяжные заседатели обсуждают вред сигарет, алкоголя, наркотиков и выносят свой вердикт - виновны).
Секретарь: Всем встать, объявляется оглашение приговора.
Обвинитель:
Наша жизнь - это совокупность различных привычек. Вспомним народную мудрость: «Посеешь привычку - пожнешь поступок, посеешь поступок -пожнешь характер». Сначала человеку достаточно трудно, за тем все легче и легче упражняться в привычном деле. И если вдруг в силу обстоятельств человек меняет привычку, сделать новую привычку своей родной достаточно не просто.
Исследования последних лет показали, что большой процент смертности людей зависит от пагубных привычек.
В результате изложенного, руководствуясь заботой о благе и здоровье граждан на основании статьи 23 Уголовного кодекса Российской Федерации суд постановил: приговорить подсудимых Табака, Алкоголя, Наркотика к исключительной мере наказания.
(Просмотр видеоролика о важности и значимости здорового образа жизни)