СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия Тема : «Закрепление навыка игры штрихом legato. Работа над музыкальным образом произведения»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использовано педагогами дополнительного образования на занятиях фортепиано

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия Тема : «Закрепление навыка игры штрихом legato. Работа над музыкальным образом произведения»»

План - конспект открытого занятия по специальности «фортепиано» с воспитанницей 1-го года обучения.

Педагога дополнительного образования

ДТ «Родничок» г. Приморско-Ахтарск 2016 г. 

Коваль О.В.

Тема занятия: «Закрепление навыка игры штрихом legato. Работа над музыкальным образом произведения».

Тип урока: комбинированный

На материале  изучаемых произведений.

Цель:

Развитие творческих и исполнительских способностей.

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,   динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato;  работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие:

 - развитие слуха,

 - координация движений,

 -активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.    

  Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке,

- воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию воспитанника;

-прямая и наводящая формы воздействия.

-развитие мышления

Оборудование:  фортепиано, таблица «средства музыкальной выразительности».  Рисунки,  картинки, нотные пособия.  Ноутбук.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающие:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Купол неба» и «Говорящие пальцы»

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется  повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

- разучивание музыкальных произведений;

- работа над гаммой

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2 И. Беркович «Марш солдатиков»

3. С. Аллерм «Вальс-мюзетт»

4.А. Живцов «Бульба»

5. «Джигуне» укр. нар. песня

6. К. Сен-Санс «Карнавал животных» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика.

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач.   Посадка за инструментом.

2. Разминка.

 Упражнение «Купол неба»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как яркая звездочка катится по небосводу вниз и звонко падает в глубокое озеро.

- Нарисуй ее над клавиатурой сначала правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Ты, синичка, где жила?

Ты, синичка, где была?

Все летала по лесам,

Все сидела по кустам.

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1   1    2   2       1   1     3   3    

1   1   4   4       1   1    5 5              

1   1    2   2     1   1     3

1   1    4   4     1   1     5

Пальчиковая игра: « Веселый листок».
Педагог:
Берём  небольшой лист бумаги за уголок и  целиком вбираем  его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

  Далее проверяем знание воспитанником гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем изменяем ритм и темп гаммы (играем 2 клавиши, потом пауза и.т.д.) “А теперь играем тихо , потом громко. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3. Работа с музыкальным материалом.

Воспитанница: «Марш солдатиков».

Рассказываю, что эту пьесу написал композитор и пианист И. Беркович. Показываю портрет композитора Он жил в Киеве в прошлом веке. Много пьес написал для детей.

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Воспитанник: Четкий, бодрый .

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Воспитанница: Это марш игрушечных солдатиков. Когда его слушаешь, представляешь себе, как оловянные солдатики шагают под музыку марша, в которой слышится маленький барабан.

Педагог: Похож ли этот марш на марш для взрослых?

Воспитанница: Нет, не похож. Он маленький, веселый, довольно тихий. Звуки в марше высокие и легкие.

Воспитанница исполняет произведение.

Педагог: Какое будешь играть следующее произведение?

Воспитанница: «Вальс –мюзетт».

Педагог: Расскажи о характере произведения , какими средствами музыкальной выразительности композитор это показал в музыке?

Воспитанница: Характер грустный, взволнованный. Пьеса написана в размере ¾, характерном для вальса. Мелодия кружится, она плавная. Это достигается длинными лигами, короткими снятиями, оттенком пиано.

Педагог: А каким штрихом исполняется пьеса?

Воспитанница: legato.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

 

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: поморгать глазками быстро, потом закрыть глаза.

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты  головы «Да-да-да»(киваем головой вперед), «Нет-нет-нет» (поворачиваем голову вправо и влево), «Ай-я-яй» (качаем головой )

Педагог: Как называется твое следующее произведение?

Воспитанница: «Бульба». Это белорусский народный шуточный танец.

Педагог: Какое настроение у произведения?

Воспитанница: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Воспитанница: мажорный лад, быстрый темп, короткие лиги показывают прыжки и приседания в танце.

Исполнение пьесы воспитанницей..

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.

Педагог: Какое следующее произведение ты сыграешь?

Воспитанница: Украинская народная песня «Джигуне»

Педагог: Что ты можешь о нем рассказать?

Воспитанница: песня грустная, протяжная, состоит из 3-х куплетов. Написана в миноре. Но в конце 3-го повтора главной мелодии темп резко ускоряется и меняется динамика с тихой на громкую, и песня уже звучит по другому- весело и задорно.

Педагог: А каким штрихом исполняется пьеса?

Воспитанница: legato. Играет произведение.

4. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с  использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

 Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства  музыкальной выразительности здесь используются для раскрытия музыкального образа.

Звучит: К. Сен-Санс «Карнавал животных» : «Марш львов», «Черепаха», «Кенгуру», «Кукушка»,  «Слон».

Воспитанница анализирует каждую пьесу.

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют  изображение  и слово, они помогают детям проникнуться  необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание: 

- Закрепление пьес «Марш солдатиков», «Вальс-мюзетт», «Бульба», «Джигуне»

- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Купол неба» со словами.

Педагог: На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание!

7.Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный  курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.