Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад № 111 г. Сочи
Конспект
открытого занятия
в подготовительной группе
по речевому развитию
«В гостях у сказки»
Подготовила: педагог – психолог
Папазьян Анастасия Игоревна
Место проведения: МДОБУ №111
Тема: «В гостях у сказки»
Группа: подготовительная
Оборудование для педагога: Иллюстрации сказочных персонажей: Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», магнитофон.
Оборудование для детей: карандаши, бланки с заданиями, мячик.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цели:
1. Создавать игровую ситуацию, способствующую речевому развитию детей, памяти, вниманию.
2. учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи.
3. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
4. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.
5. Закреплять знание содержания сказок.
6. Развивать творческое мышление.
Планируемые результаты: Закрепить знание содержания сказок. Закрепить умение проявлять заботу об окружающих, вежливо общаться с окружающими, расширение словарного запаса детей.
Предварительная работа: беседа с детьми об этикете поведения, реализация цикла психологических занятий по теме «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь», чтение сказки «Волшебник Изумрудного города» в ходе режимных моментов воспитателем.
Ход занятия
I этап. Организационный
Приветствие
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня наше приветствие будет сказочным. Вы сейчас подумаете и изобразите какого-то сказочного персонажа жестами, мимикой, звуками. Остальные дети отгадывают и приветствуют ребенка со словами, например: «Здравствуй, Саша, из сказки „Приключения Буратино"».
II этап. Мотивационный
Вводная беседа.
Психолог говорит детям о том, что сегодня они отправятся в волшебное путешествие в сказку. Но что бы туда попасть, надо будет сочинять по ходу путешествия свою сказку. А отправятся они вместе с героями сказки «Волшебник Изумрудного города». Дети вспоминают героев этой сказки (девочка Элли, Дровосек, Страшила, Лев, То-тошка, Волшебник, Гингема, Летающие обезьяны, Бастинда).
2. Игра «Волшебный башмачок»
Психолог. Как девочка Элли добралась до великого Гудвина? У нее были волшебные башмачки. Сейчас я подарю вам такие башмачки (раздает воображаемые башмачки). Расскажите: какого цвета ваши башмачки, какой формы у них нос, какой высоты каблучок, какие застежки, чем украшены? Постучите каблучками, сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче. Готовы лететь в Изумрудный город? Руки расставьте в стороны, как птицы. Летим. Теплый ветер обдувает нас. Попадаем в облака, они пушистые, мягкие, белые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (дети пружинят). Полетели дальше. Наконец-то приземлились. Снимите волшебные башмачки, чтобы они нас не унесли. Давайте их поставим в один рядок, чтобы не потерять. Дальше пойдем пешком. В путь.
ΙΙΙ этап. Практический
1. Задание «Страшила» На доске висят картинки к заданию «Найди отличия».
Психолог. Первым нам встретился Страшила. Покажите, какой он толстый. А чем он набит? Соломой. Дети, чего не хватало Страшиле, что он хотел попросить у Гудвина? Ему не хватало мозгов. Поделимся с ним нашими знаниями? Скажем ему:
Все на свете знаем, можем
И Страшиле мы поможем...
Поможем Страшиле найти отличия на картинках. Это его друзья по огороду — пугала. Чем они отличаются? (Дети ищут отличия.) Молодцы. Возьмем с собой Страшилу, пусть учится вместе с нами. Пойдемте дальше с песенкой из мультфильма «Волшебник Изумрудного города» («Мы в город Изумрудный/ Идем дорогой трудной...»).
2. Игра «Волшебные слова»
Психолог. А нам на встречу идет... Кто? Вы думали — Дровосек? Нет, это Буратино! Зачем он идет к Гудвину? (Дети предлагают свои варианты.) Он очень непослушный, хотя и добрый. Может, Гудвин научит хорошо себя вести, раскроет секрет «волшебных слов». А вы знаете этот секрет? Детям предлагается вспомнить вежливые слова. Далее проводится игра. Взрослый бросает мячик ребенку, тот, поймав его, называет «волшебное» слово и перебрасывает мячик следующему. Игроки не должны повторяться в назывании слов.
3. Подвижная игра «Дровосек»
Психолог. Пойдемте дальше с песенкой Элли. А вот и Дровосек! Но что с ним? Он не может двинуться с места, весь проржавел. Покажите, какой он неподвижный. Я смажу его машинным маслом, и он сможет двигаться. Сначала задвигалась шея, потом руки, туловище, ноги (дети во время рассказа показывают, как начинал двигаться Дровосек). И вот Дровосек уж е может свободно передвигаться. Он даже запел свою песенку. Пойте вместе с ним.
А я рожден железным,
Я мог бы стать полезным,
Но только не хватает
Сердечной доброты. (2 раза)
Дети, давайте подарим ему частичку своего сердца? Скажите: «Возьми, Дровосек, частичку нашего сердечного тепла». (Дети делаю т соответствующий жест.) Какие славные дети! Теперь у Дровосека есть сердце, и он может чувствовать.
4. Появление персонажей из сказки «Репка»
Психолог. Но что гам за шум? Дед зовет бабку, бабка — внучку, внучка — Жучку. В какую сказку мы попали? «Репка». Почему дед не мог вытянуть репку? Он уже старенький, и ему не хватает сил вытянуть большую репу. Наверное, он хочет попросить у Гудвина силы, молодости. А у вас есть молодость? И глаза хорошо видят? Давайте поможем найти репу старенькому деду. Но для этого нам надо подготовить свои пальчики.
5. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (Пальцы рук соединяются ритмично в «замок».)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями.)
6. Задание «Путаница»
Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I).
Психолог. Посмотрите внимательно на картинку, найдите репу и раскрасьте ее. Вот и дедушке помогли. Молодцы!
7. Задание «Лабиринт»
Каждому дается бланк с заданием (см. Приложение I). Психолог. Ребята, посмотрите! Мы попали на поле с большими красными маками, в которых прячется Лев. Давайте поможем ему найти выход.
8. Психогимнастика
Психолог. Похоже, лев нас очень испугался. Поджал хвост, весь дрожит, лапами прикрыл голову и со страхом выглядывает из-за цветов. Покажите такого трусливого льва. Но мы же храбрые! Давайте поделимся храбростью со Львом, скажем: «Возьми, Лев, частичку моей храбрости. Она тебе так нужна. Ты же царь зверей!» Встаньте вместе со львом прямо, ноги расставьте на ширине плеч, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Скажите: «Я — лев, гордый, смелый и бесстрашный! Я — царь зверей! Я сильный и могучий!»
9. Подвижная игра «Салки»
Психолог. Раз мы такие храбрые, давайте поиграем в салки со злой Гингемой. Я буду Гингемой, которая будет догонять бесстрашных ребят, кого, поймаю, тот идет в мои владения (садится на стульчик). Игра повторяется несколько раз, в роли ведущего может быть любой из детей.
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания Психолог.
Все жители страны сказок остались довольны, всем мы помог ли. Теперь давайте возвращаться в наш кабинет (игра «Волшебные башмачки»). Вспомните, герои каких сказок путешествовали вместе с нами? Чем мы им помогали? В какие сказки вам бы еще хотелось отправиться?