Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель: формировать у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушек, дедушек, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1.Закрепить у детей понятие «семья»;
2.Закрепить знания полных имен членов семьи.
3. Воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи;
4. Активизировать словарный запас детей по теме «Моя семья»;
5. Побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);
6.Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
7.Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
8.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
Закрепление знания фамилии, имени, отчества и родителей.
Рассматривание семейных фотографий.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Знакомство и разучивание пословиц о семье.
Чтение стихов и рассказов о семье.
Составление рассказов о своей семье;
Совместное изготовление с родителями папки «Моя семья»
Материал:
Семейные фотографии, карточки солнышка и тучки.,
\
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? ( Ответы 2 – 3 детей.)
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю вас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья.
Воспитатель:(обращая внимание на фотографии) узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы не знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике.
Проходят на стулья.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
( Ответы детей.)
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)
Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мама, мама, это ты? (хлопают кончики указательных)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончики средних)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончики безымянных)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики мизинцев)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопаем в ладоши)
Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим гостям:
Дети:
В семье дружат – живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
При солнышки – тепло, при матушки – добро
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет
Где любовь да совет, там и горя нет
В недружной семье добра не бывает
В хорошей семье хорошие дети растут
Родители трудолюбивы – дети не ленивы
.Согласие да лад – в семье клад
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим гостям, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.
Воспитатель: А сейчас, ребята, внимательно послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
- Про кого это, вы, конечно же, догадались, это – мама.
Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к столу. У нас здесь солнышко, а лучиков нет. А каждый лучик – это качества нашей мамы. Давайте скажем – какая она..(заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, внимательная..). Вот какое лучистое солнышко у нас получилось!
А сейчас Виктория прочитает нам стихи о маме:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я.
Это мамочка моя!
Мама нас ласкает
Солнце согревает.
Солнце как и мама, лишь одно бывает.
2. Воспитатель: Ребята ,послушайте загадку
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Воспитатель: Ребята, а здесь у нас на соседнем столе цветок только без лепестков. Каждый лепесток – это качества наших пап. Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа? (Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый, ответственный, надежный). Вот какой замечательный цветок у нас получился!
Стихотворение про папу приготовил нам Ярослав:
Папа для семьи как глоток воды,
Без него прожить нам никак нельзя
Покупает маме папочка цветы
И он самый лучший папа для меня!
3. Воспитатель: Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, у любимой…
Правильно: бабушки.
А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
Дети:..
Стихотворение о бабушке расскажет нам Ариша:
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю
И нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать!
4. Воспитатель: Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый ... (дед)
А кем вы приходитесь своему дедушке?
Дети: Внуком, внучкой.
Воспитатель: А стих о любимом дедушке прочитает нам Кирилл:
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всем равняться!
5. Воспитатель:Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Кем вы приходитесь сестре?
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями.
Физминутка «Семейная зарядка»
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головы вправо-влево)
Дети проходят на стулья.
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.
-Сын полил комнатные цветы.
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Помогли маме с уборкой…
.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу поиграть с вами еще в одну игру, которая называется «Если я…»
Если я тебе мама, то ты мне……?
Если я тебе дедушка, то ты мне….?
Если я тебе тетя, то ты мне…..?
Если я тебе дочка, то ты мне….?
Если я тебе сестра, то ты мне…?
Если я тебе дядя, то ты мне….?
Если я тебе племянница, то ты мне…?
Если я тебе внучка, то ты мне…..?
Если я тебе крестная, то ты мне….?
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием
Игра «Собери цепочку»
Дети должны разложить картинки согласно возраста и пола.
(мальчик – папа - дедушка; девочка – мама – бабушка)
Воспитатель: - Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Малоподвижная игра с мячом «Пожелание своей семье»
Воспитатель: А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, проговаривая свои пожелания.
Подведение итогов.
-Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.