МОУ "Школа № 77 города Донецка

Первый урок 2016-2017 учебного года
во 2-Б классе
На тему:
"Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья!"
Подготовила:
Классный руководитель 2-Б класса
Батьковская Е. В.
2016г.
Первый урок 2016-2017 учебного года
во 2-Б классе
На тему: "Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья!"
Цели:
1.обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.В. Михалкове, познакомить с его биографией;
2.совершенствовать навык чтения; расширять словарный запас детей;
3.развивать память, воображение, мышление;
4.воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества;
5.воспитывать любовь к книге., потребности в формировании индивидуальных читательских интересов и желание обсуждать прочитанное;
6. убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.
расширить кругозор детей в области происхождения книги, закрепить знания детей о роли в жизни человека библиотек, их значимости, прививать умения и навыки ухода за книгой, бережное отношение к ней, товарищество, любовь к чтению.
Задачи:
-создать условия для развития интереса к художественной литературе, прививать любовь и уважение к книге.
- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;
- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;
- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.
- развить умение пользоваться библиотекой.
Оборудование: интерактивная доска, презентации("Поэты и писатели",История создания книги"), выставка книг-произведений детских авторов, художественные книги на столах у детей, памятки «Правила обращение с книгой».
План урока:
1.Организационный момент.
2.Чтение стихотворения С.Я.Маршака
3. Приветствие гостей
4.Чтение стихов учениками
5.Из истории создания книг
6.Пословицы о книгах
7.Книгопечатание
8.Правила обращения с книгой
9.Конкурс «Загадка»
10.О библиотеках
11.Что читают дети
12.Просмотр интервью учеников и учителей.
13.Викторина «Русские народные сказки»
14.Подведение итогов
Ход урока:
Отпылало лето жарким зноем, Позади счастливейшие дни… И опять, как прежде, мы с тобою В утро ранней осени пришли… |
И опять, начнётся, все сначала В школе от звонка и до звонка. Снова от сентябрьского причала Понесет нас школьная река… |
|
С трепетным волненьем мы встречаем Первое родное сентября! Школьный год отсчет вновь начинает, И фанфары в честь его звучат! |
1.Организационный момент.
Добрый день дорогие ребята. Чтобы узнать, о чем будет наш первый урок , Отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(книга)
- Да, сегодня мы поговорим о книгах. Тема урока: "Читаешь ты, читаю я, читает вся моя семья!"
- А любите ли вы читать книги? Есть ли у вас любимые книги?
А как вы понимаете слова: «Будешь книги читать – будешь многое знать!»
Учитель: ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в Страну Книг. В этой стране вы узнаете, когда появилась первая книга и какой она была, кто сегодня принимает непосредственное участие в рождении книги. Мы узнаем, как нужно обращаться с книгой, чтобы дольше сохранить её. А ещё мы узнаем, как надо правильно читать, чтобы сберечь своё зрение.
2. Чтение стихотворения С.Я.Маршака
На экране - слова С. Михалкова:
Обращение писателя к читателям (дети читают хором)
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Я открываю книгу, - какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Ответы на вопросы «как, что и почему»,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чём мечтают дети в стране у нас.
Хороших много книжек пишут для ребят,
И авторов любимых стоит на полке ряд.
- Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
3. Приветствие гостей
Как вы думаете, ребята, кто из гостей появится в нашем классе?
(Входит ученик в костюме «книги»
«Книга»: - Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережёшь меня, друг, ты.
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!
4.Чтение стихов учениками
Учитель:
-Наши ребята подготовили стихотворения о книге, давайте их послушаем:
( Ученики читают заранее подготовленные стихотворения)
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
Учитель:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
5.Из истории создания книги.
Сама книга уже никого не удивляет в настоящее время, мы привыкли к ее образу и не задумываемся, сколько труда надо вложить в создание книги.
Книга – это средство передачи знаний от поколения к поколению, они знакомят нас с прошлым, позволяют разобраться в настоящем, с помощью них мы заглядываем в будущее. С книгой мы можем побывать в любой точке мира, в любой эпохе времени. Книга делится с нами правилами жизни и рецептами здоровья, учит нас, развлекает, направляет.
А как и когда родилась книга?
Ребята, посмотрите на книги, которые стоят на стенде. Их вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать. Какая у них яркая и красивая обложка, какие красочные иллюстрации. Всегда ли книга выглядела так?
6.Пословицы о книгах (на доске несколько пословиц).
-Какие пословицы о книгах знаете вы?
(Ответы детей).

7.Книгопечатание
Покамест книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
А сколько знаний требуется разных?
Труда, забот, чтоб родилась она?
Учитель.
Сегодня, когда вы берёте в руки прекрасно оформленную книгу, составленную писателями, художниками, редакторами, печатниками, вспомните, какими были неудобными книги в древности и, какой долгий путь, длинною в 5 тысяч лет, прошла книга. У книги очень длинная и интересная история. Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, о Солнце и Луне рассказывали вслух. Но очень трудно запомнить длинные и очень разные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать многие вещи. Нарисуют, например, озеро, рядом – огромную рыбу, и картинка напоминает об удачной рыбалке. Или на стенах пещеры изобразят быка в память об удачной охоте. Шло время, и человек изобрёл буквы, с помощью которых можно писать обо всём. На чём же и как писали? А писали острой палочкой на берёсте, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском. Первая печатная книга появилась на Руси более 400 лет назад. Напечатал её русский первопечатник Иван Фёдоров со своими помощниками.
Как вы думаете, для чего предназначена книга?
(для того, чтобы передавать знания, накопленный опыт, ценную информацию, образное представление о мире)
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века
-В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.
-Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в стократ,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало много людей.
Учитель:
Чтобы создать книгу трудится много людей разных профессий:
лесорубы - готовят лес, сплавщики - из дерева делают бумагу, люди трудятся на станках , создавая книгу, писатели и поэты создают произведения, ученые пишут научные тексты, художники рисуют иллюстрации, в типографии работают наборщики, переплетчики и многие другие люди.
- Ребята, а как надо относиться к книге?(бережно)
- Не всегда дети и даже взрослые соблюдают правила обращения к книге.
Если каждый из ребят Тебе бы надо уважать
Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –
Во что же книгу превратят Беречь и книгу, и тетрадь,
Ребята понемножку? Не мять, не пачкать, не трепать
Чтоб книги были у детей Страницы, переплёты.
В библиотеке, в школе, Нам книги – лучшие друзья,
Трудились множество людей Они дают нам счастье.
На фабрике и в поле. А эта книга – и моя,
Трудились твой отец и мать. Да и твоя отчасти!
8.Правила обращения с книгой.
Учитель: Давайте познакомимся с правилами обращения с книгой, которые приготовила для вас «книга» (все ученики получают памятки в подарок от «книги» ):
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
Заболела эта книжка
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею.
Я возьму её и склею.
«Две книжки» (инсценировка)
Однажды встретились две книжки
Разговорились меж собой:
- Ну как твои делишки? – одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом
Хозяин мой обложки вырвал с мясом.
Да что обложки? Оборвал листы
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки
не помню я такого дня
чтобы не вымыв чисто руки
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу не как-нибудь а на отлично!
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки
Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки
Какой ты ученик.
Вывод.
Трудились твой отец и мать
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы.
Беречь и книжку, и тетрадь.
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы переплета.
Учитель:
-Ребята, я надеюсь, что вы не обидите книгу и будете соблюдать все правила обращения с ней.
9.Конкурс «Загадка»
-А сейчас наша главная гостья проведет конкурс «Загадка». Надо угадать героев сказок и назвать произведение и автора.

Умён, изворотлив усатый дружок -
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может без красных сапог.
Ну что, угадали, ребята?
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(Гадкий утёнок.)

Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь
И так и не засну!
(Принцесса на горошине.)

Деревянным был мальчишка,
Не донес до школы книжку,
В приключения попал,
Чуть бедняга не пропал.
(Буратино).

Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это - доктор...
(Айболит.)
10.О библиотеках
Учитель.
-Ребята, а вы знаете, где живут книги, где они чувствуют себя комфортно и в безопасности? (В библиотеке)
-Библиотека, это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят. В библиотеке книги на полках расставлены по темам. Вы легко найдёте полку, на которой стоят интересующие вас книги.
-Все ребята нашего класса записаны в библиотеке и с интересом посещают её.
11.Что читают дети
Учитель.
-Ребята, какие книги сегодня читаете вы? Расскажите нам. (Дети, по желанию, рассказывают о книга, которые лежат у них на столах).
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.
– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. С.В.Михалков учился дома до пятого класса, потому что жили вдалеке от школы. Первое своё стихотворение Сергей Михалков сложил в 11летнем возрасте, т.е. будучи немного старше вас. Когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. Его первое стихотворение называлось «Дорога». По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.
12 марта 2013 года Михалкову исполнилось бы 100 лет. На 95-летие наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.
– А что же ещё сделал для страны Михалков?
(Написал гимн России)
– Давайте проверим, все ли знакомы со стихами С. Михалкова. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их:
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью... Каланча.

Говорят: под новый год
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда... Сбывается.
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый...Фома.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету... Ровно пять.
– Давайте отдохнём.
Физкульт.минутка.
Песня "Мы едем, едем..."
Конкурс "Нарисуй стихотворение"
12.Просмотр интервью учеников и учителей.

Учитель.
-Готовясь к мероприятию, мы размышляли над вопросом: Зачем надо читать книги? Вот какие ответы у нас получились, послушайте.
( Прослушивание интервью).
-С таким же вопросом мы обратились к нашим учителям. Послушайте ,что они нам ответили.
13.Викторина «Русские народные сказки»
-Ребята, наша гостья книга приготовила для вас викторину. Послушаем внимательно и ответим на вопросы.
Викторина «Герои русских народных сказок»
■ Кого считали дурачком, а он оказался умным? Ответ: Иванушка-дурачок.
■ Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.
■ Сколько сыновей было в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Три.
■ Кто был Бессмертным? Ответ: Кощей Бессмертный.
■ Жених Бабы Яги? Ответ: Леший.
■ Кто посадил репку? Ответ: Дед.
■ Чья жена оказалась лучше в сказке «Царевна-лягушка»? Ответ: Ивана-царевича.
■ Жена старика. Ответ: Старуха.
■ Какой характер был у мачехи в сказке «Морозко»? Ответ: Злой.
■ У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: У старика.
■ Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.
■ Кто бил волка в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Бабы.
■ Кто попил воды и стал козленочком? Ответ: Братец Иванушка.
Игра
«Кто потерял».
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, девочка!
- Вы знаете кто я? (Красная шапочка)
- Кто её написал? (отвечают)- Вот молодцы!
- Шла я шла к своей бабушке и нашла в лесу под кустом кем-то потерянные вещи. Помогите мне, ребята, вернуть их в сказки (вытаскивает из корзиночки, дети угадывают).
Золотое яичко
Зеркало
Аленький цветочек
Колобок
Яблоко
Палка регулировщика
Сковородка
Мочалка, мыло, полотенце
Ежика, лису, щуку, перчатки (картинки, игрушки)
Пирожок отдает бабушке и обнимает её.
14.Подведение итогов:
Учитель: У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
-Ребята Книга приготовила вам подарок.
(Ученик-книга вручает подарки детям)
– Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями.
Закончить это занятие я бы хотела словами Сергея Владимировича Михалкова :
«В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».
и таким пожеланием: Любите книги! Читайте книги!

Источники:
Журналы «Начальная школа» ИД «Первое сентября», 2008 г. №3, 6; 2010 г. №15.
Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2007.
http://zanimatika.narod.ru/DetKniga6.htm
Дацкевич, В. Как делают книгу : фотокнижка / В. Дацкевич ; фотографии автора. – М. : Детская литература, 1987. – 24 с.
Дьяченко,Н.П. Рождение книги / Н.П. Дьяченко ; худож. Ю.С. Белопольский – М. : Просвещение, 1990. – 111 с. : ил. – (О профессиях, производстве и людях труда). – ISBN 5-09-001451-5.
Ильин, М. Сто тысяч почему. Который час? Черным по белому / М. Ильин ; предисл. и коммент. В. Ковичева ; рис. Н. Лапшина; оформл. и макет В. Булатовой. – Л. : Дет. лит., 1989. – С. 143-215