СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру "Зима в мире растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный конспект урока по теме "Зима в мире растений". Познавательные задания для учащихся младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру "Зима в мире растений"»

План-конспект урока по окружающему миру. Тема: Зима в мире растений Класс: 2 Количество учеников: 23 Тип урока:  урок открытия новых знаний Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений Задачи урока: - познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период; - развивать интерес к предмету окружающий мир; - развивать психические процессы: произвольное внимание, память, мышление, речь; - воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе. Формы работы: фронтальная, парная (групповая) Оборудование: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А Новицкая М.Ю. , рабочая тетрадь, тест, шишки и ветки (ель, сосна), мел, иллюстрации, фотографии растений, текст« О деревьях в зимнюю пору…», текст «Явления неживой природы зимой», магниты.





Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.


Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня урок у вас буду вести я, Егорова Елена Олеговна.

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать, на уроке не ленитесь, а сейчас пока садитесь.(Пододвиньте стульчики, руки положите на парту)


Ученики встают из-за парт. Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.

Актуализация знаний

Цель:

подготовить учащихся к открытию нового знания, повторение изученного материала.

Разгадайте загадку:

-Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

-А сколько всего бывает сезонов в году? А сколько месяцев?

Кто выйдет к доске и распределит месяцы по сезонам? (мне необходимо четыре ученика, к каждому сезону подобрать только свои месяцы)

- Какова продолжительность зимы по календарю?

- Что изменилось в природе с наступлением зимы?

- У вас на партах находится небольшой текст «Явления неживой природы зимой». Прочитайте и подчеркните, какие явления  в неживой природе можно наблюдать только зимой?


Все закончили? Итак, а теперь давайте проверим, что у вас получилось. Какие зимние явления неживой природы вы нашли в тексте?


Зима







4 сезона(Осень, зима, весна, лето) , 12 месяцев



Четыре ученика распределяют месяцы по сезонам на доске





Три месяца: Д, Я ,Ф



Деревья сбросили листья, похолодало, выпал снег…


Дети выполняют задание





Снегопад, метель, вьюга, изморозь, оттепель, гололедица.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Самоопределение к деятельности

Цель: уточнение и согласование темы урока

Отгадайте загадку :

Дышит, растет,

А ходить не может.

-Как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?


-А как выглядят зимой хвойные растения?(картинки на доску: ель, сосна, лиственница)

Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

Растение





Сбросили листву





Елка и сосна с иголками зелёные, лиственница – сбросила иголки.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения.


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.



Работа по теме урока

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решение

А теперь внимательно прочитайте рассказ «О деревьях в зимнюю пору…». Подчеркните: что помогает деревьям выжить зимой.

Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.

Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.

Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.



-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?




А теперь поработаем в группах:

Первый ряд -первая группа : Выясните, рассматривая рисунок(который находится на ваших партах), как выглядят зимой береза, рябина, осина, клен. Как их узнать зимой?


Факт:особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и черной смородине. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А.


Второй ряд- вторая группа: Как зимуют хвойные деревья? Как отличить ель и сосну?(сделайте вывод, рассматривая картинку)

(показываю шишки и ветви ели и сосны)


Третий ряд – третья группа: Определите, рассматривая картинку, как зимуют травянистые растения? Что им помогает выжить в морозы? Сделайте выводы и назовите зимующие травы.


Можете работать в паре с соседом и пользоваться учебником на стр20 -21.




Время вышло. Теперь давайте послушаем ответы групп, на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.



Читают текст, подчеркивают факторы, которые помогают выжить деревьям зимой.




















Деревья сбрасывают листья; кора защищает от мороза; снежное покрывало.




У берёзы кора белая и осины зеленоватая. У рябины(ягоды) и клёна(семена)- плоды.







Ель и сосна стоят зелёные, лиственница без иголок. Можно отличить по шишкам.



Они зимуют под снегом, снежное одеяло не даёт им замерзнуть( брусника, земляника, копытень, клюква).







Слушают ответы, дополняют друг друга.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; умение слушать других; умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.






















Регулятивные: составление плана действий по решению поставленной задачи.


Физкультминутка

Цель: организовать эмоциональную разрядку учащихся




Настало время отдохнуть. Я называю слова. Если это объект живой природы, покажите, как он двигается, а если объект неживой природы – стойте на месте.

Учитель читает: «Ворона, камень, зайчик, гора, солнце, лягушка, кузнечик, гром…»


Дети внимательно слушают и выполняют движения.

Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии

Продолжение работы по теме урока


Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.

Откройте тетради на стр.12 ,найдите второе задание. Кто прочитает задание? Итак, соедините стрелками название дерева и рисунок с нужной шишкой. Даю вам пару минут на выполнение задания, кто закончит, ставит руку на локоток.

Проверяю, как ученики выполнили задание

Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?


Давайте поиграем в игру «Кто чем питается зимой»

На доске в одном столбике изображения животных и птиц, в другом – их корм зимой.

Нужно соединить стрелками: кто чем питается зимой. Поднимаем руку, если кто-то уже догадался, кого с чем соединить.



Проверяю, правильность соединения животного и корма.




Ученики открывают тетради, выполняют задание, проверяют правильность выполнения.





Да, могут, птиц- ягоды и семена, животных тоже ягоды, кора.



Дети соединяют животных, птиц с их кормом зимой,

проверяют правильность выполнения задания.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Закрепление

Цель: закрепить полученные знания на уроке















А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.


Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.


Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки , срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.

Выполняют сам.работу.






Проверяют тесты.



Слушают учителя.

Личностные: умение самостоятельно делать выбор в мире мыслей, чувств.

Коммуникативные: умение слушать других и доносить свои мысли до других.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности.

- Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?

-А какое задание понравилось больше всего?

-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

У вас на партах лежат две звезды.

Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться. Наклейте выбранную вами звезду на тест.

Отвечают. Оценивают себя.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: умение оценивать себя

Домашнее задание


Дома прочитать текст на стр.22 и выполнить задание №3 в рабочей тетради на стр.13.


Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились. Спасибо за урок!

Отмечают домашнее задание.