Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП)
в старшей группе.
Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении предметов по длине. Закрепить названия цифр, геометрических фигур, цветов радуги, дней недели.
Развивать логическое мышление, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и самостоятельно добиваться поставленных целей.
Демонстрационный материал: письмо от Деда Мороза, карты выполнения задания.
Раздаточный материал: картинка паровозика, пять вагончиков разной длины, картинки ёлочных шариков с цифрами, снежинки и листы белой бумаги, ёлочки с геометрическими фигурами для раскрашивания, цветные карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент:
- Ребята, мы с вами недавно отправили письмо Деду Морозу. И нам пришёл ответ (рассматривание письма). Давайте прочитаем, что пишет нам дедушка.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Приветствует Вас добрый волшебник Дед Мороз.
Ваше письмо с приглашением на новогодний утренник получил, спасибо. Но у меня перед праздником много хлопот, и боюсь, что я не успею к Вам приехать.
Но если Вы, дорогие ребятишки, мне поможете справиться с некоторыми моими заданиями, то я обязательно успею к Вам на праздник с подарками.
Я знаю, что Вы очень дружные ребята и у Вас всё получится.
Надеюсь на скорую встречу!
- Ну, что ребята, поможем Дедушке Морозу? (ответы детей).
- А, чтобы Дед Мороз узнал о выполнении его поручений, в конверте есть «карты выполнения задания», в которых мы будем отмечать их выполнение красными кружочками. Вы готовы? Тогда приступим к выполнению заданий. Только помните:
- Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает
Все задания надо выполнять быстро, не выкрикивать и не шуметь.
1. Сегодня мы будем садиться на свои места так, как хочет Дедушка Мороз. Я Вам раздам ёлочные шарики с изображением цифр. Вам нужно найти на столах такую же цифру и занять это место.
Дети рассаживаются на места, соответственно указанной цифре.
2. Ребята, Дедушка Мороз приготовил очень много подарков для своих внучат. Он их отправляет и на самолетах, и на оленях, и на паровозах. Но случилась непредвиденное – вагончики расцепились и не могут ехать. Вам надо их прицепить к паровозику, начиная от самого короткого, до самого длинного. Итак, выполняйте задание.
- Сколько всего вагонов прицеплено к паровозику?
- Какого цвета первый вагон? Последний?
- Молодцы с этим заданием вы справились.
3. Приступаем к выполнению следующего. Возьмите каждый свой ёлочный шарик. Эти шарики не простые. Скажите, что на них изображено? Правильно – цифры. Цифры все перемешались.
Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Нужно выстроить числовой ряд от о до 7.
- Ребята, если я уберу шарик с цифрой ноль, сколько шариков останется? Что они вам напоминают? (Цвета радуги)
- А какими словами можно проверить правильность расположения каждого цвета.
- Что ещё могут обозначать цвета радуги? (Дни недели).
_Скажите, если Дед Мороз выедет из своего терема в понедельник и будет ехать два дня, то в какой день недели он к нам приедет? Правильно во вторник.
- И с этим заданием вы справились. Молодцы!
4. Что-то стало жарковато. А давайте поиграем и вылепим Снеговика.
Физ. минутка:
Тра-та-та, тра-та-та Хлопают в ладоши
Рада наша детвора Пальцы сжать с кулак
Большой палец поднять вверх.
Тра-та-та, тра-та-та Хлопают в ладоши
Лепим мы снеговика Лепят снежки.
Ком на ком поставим Ставим кулачок на кулачок.
Глазки подведем Пальчиками показываем очки.
Нос морковкой вставим Подставляют к носу кулачки.
Шапочку найдем Кладут руки на голову.
Вот какой снеговичок Руки кладут на плечи, пояс.
Снежный белый толстячок Округляют руки в локтях,
сцепляют пальцы в замок перед
собой, покачивают руками из
стороны в сторону.
А теперь раз, два, три – место своё найди.
5. Продолжим? Ребята, Дедушка Мороз очень просит вас помочь ему растормошить снеговые тучи и разбудить снежинки. Положите перед собой снежные тучи, которые у нас сегодня в форме прямоугольного листа. Поместите свою снежинку в центр листа; в правый верхний угол, в нижний левый угол, в верхний левый угол и т.д. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
6. И осталось у нас последнее задание.
- Ребята, зайчата, которые целыми днями помогают Дедушке Морозу готовить подарки для ребят, к сожалению, не успевают нарядить к Новому году свои маленькие ёлочки. Дедушка мороз очень просит вас помочь им.
- Возьмите ёлочки которые лежат у вас на столе. Посмотрите, игрушки какой формы висят на них. Закрасьте все круглые игрушки красным цветом, квадратные – жёлтым, а треугольные – зелёным.
- Сколько на ёлке круглых шариков? Жёлтых? Зелёных?
7. Итог.
- Молодцы все задания выполнены. Скажите легко ли вам было справляться с ними? Кому было трудно? А какое задание вам понравилось больше всего? Как вы думаете мы выполнили задания Дедушки Мороза? (Ответы детей).