СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Анатомия, физиология и гигиена – как науки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал конспекта может быть использован при проведении уроков, факультативных занятий и при подготовке к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Анатомия, физиология и гигиена – как науки"»

Анатомия, физиология и гигиена – как науки

Анатомия человека – изучает строение человеческого организма, его органов и систем в связи с выполняемыми функциями.

Термин «анатомия» происходит от греческого слова «anatemno» – рассекаю.

Разделы анатомии:
  • нормальная анатомия (изучает микроскопическое и макроскопическое строение организма здорового человека),

  • топографическая анатомия (изучает взаимное расположение органов в организме),

  • патологическая анатомия (изучает изменения в строении органов и тканей при болезнях).

Методы анатомии:
  • вскрытие и препарирование трупов;
  • антропометрический (измерение различных органов и частей тела);
  • гистологический (микроскопическое изучение тканей и органов);
  • рентгенографический и рентгеноскопический (изучение внутреннего строения органов живого человека при помощи рентгеновских лучей);
  • ультразвуковое исследование и компьютерная томография.

Ученые – анатомы:

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). В его трудах по медицине имелись отдельные сведения по анатомии и физиологии человека. Гален (131-201 гг. н.э.): производил эксперименты и вскрывал трупы. Везалий (1514-1564 гг.): написал труд «О строении человеческого тела», изучая его строение на трупах. Создателем общей теории анатомии является Биша (1771-1802 гг.). Основы топографической анатомии разработал Н. И. Пирогов (1810 -1881 гг.).

Физиология человека – изучает функции и процессы жизнедеятельности организма, его тканей, органов и систем, а также механизмы их регуляции.

Термин «физиология» происходит от двух греческих слов: «physis» – природа и «logos» – учение.

Разделы физиологии:
  • нормальная физиология (изучает жизнедеятельность здорового организма);

  • патологическая физиология (изучает жизнедеятельность организма при болезнях);

  • физиология отдельных систем органов (кровообращения, пищеварения и т. д.).

Одним из разделов физиологии является психология, которая изучает общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства конкретного человека, его поведения в обществе. Методы физиологии:

Физиология начинала познание предме­та своего изучения с наблюдения. Основным мето­дом являлся эксперимент (на животных), посредством которого физиология получала и расширяла сведения о жизнедеятельности органов и систем организма животных и человека.

Для изучения функций организма используют следующие группы методов:

  1. подавление функции вплоть до ее вы­ключения;

  2. стимуляция функций;

  3. регистрация электриче­ской активности;

  4. моделирование.

Методы, позво­ляющие выделить и наблюдать в «чистом виде» исследуемую функцию, достигаются обездвиживанием животного, действием наркоза, вскрытием и изолированием органов. При этом трудно соблюдать правила асептики, и после опыта жизнь животного заканчивалась (острый эксперимент).

Если исследо­вания проводят на подготовленных соответ­ствующим образом животных, часто в условиях свободного поведения, то эти опыты называют хроническими эксперимен­тами.

Особые требования предъявляются к методам исследования физиологических функций человека. Прежде всего, эти методы не должны причинять человеку какой-либо вред и допустимы лишь при полной безопасности их применения.

К таким методам относятся:

  • рентгенографический и рентгеноскопический,
  • наблюдение за физиологическими процессами – эндоскопия (осмотр и фотографирование внутренних органов с помощью оптических приборов),
  • графическая регистрация физиологических процессов – электроэнцефалография (запись биотоков головного мозга), электрокардиография (запись биотоков сердца), термография (получение теплофотографий),
  • радиографический (введение радиоактивных веществ и обнаружение функционирующих органов),
  • биохимические (изучение молекулярных механизмов физиологических процессов).

Ученые – физиологи:

Становление физиологии связано с английским врачом В. Гарвеем (1578-1657 гг.), открывшего кровообращение.

И. М. Сеченов (1829-1905 гг.) установил рефлекторный характер деятельности головного мозга.

И. П. Павлов (1849 -1936 гг.) сделал величайшие открытия в различных разделах физиологии – кровообращении, пищеварении и изучении работы больших полушарий головного мозга.

Гигиенаизучает влияние различных факторов среды и производственной деятельности на организм человека, с целью создания благоприятных условий для труда и отдыха, сохранения здоровья человека.

Термин «гигиена» происходит от греческого слова «hugienos» – здоровый. Разделы гигиены:
  • общая гигиена (изучает общие гигиенические закономерности);

  • гигиена труда (изучает условия труда для профилактики профессиональных заболеваний);

  • гигиена питания (наука о рациональном питании);

  • гигиена детей и подростков;

  • гигиена отдельных систем органов (зрения, слуха, дыхания).

Методы гигиенических исследований: гигиеническое обследование и санитарное описание, гигиеническое нормирование и санитарное просвещение, диспансеризация. Ученые – гигиенисты: Н. А. Семашко (1874 -1949 гг.), Ф. Ф. Эрисман (1842 -1915 гг.).