Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Анатомия, физиология и гигиена – как науки"»
Анатомия, физиология и гигиена – как науки Анатомия человека – изучает строение человеческого организма, его органов и систем в связи с выполняемыми функциями.
Термин «анатомия» происходит от греческого слова «anatemno» – рассекаю.
Разделы анатомии:
нормальная анатомия (изучает микроскопическое и макроскопическое строение организма здорового человека),
топографическая анатомия (изучает взаимное расположение органов в организме),
патологическая анатомия (изучает изменения в строении органов и тканей при болезнях).
Методы анатомии:
- вскрытие и препарирование трупов;
- антропометрический (измерение различных органов и частей тела);
- гистологический (микроскопическое изучение тканей и органов);
- рентгенографический и рентгеноскопический (изучение внутреннего строения органов живого человека при помощи рентгеновских лучей);
Ученые – анатомы:
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). В его трудах по медицине имелись отдельные сведения по анатомии и физиологии человека. Гален (131-201 гг. н.э.): производил эксперименты и вскрывал трупы. Везалий (1514-1564 гг.): написал труд «О строении человеческого тела», изучая его строение на трупах. Создателем общей теории анатомии является Биша (1771-1802 гг.). Основы топографической анатомии разработал Н. И. Пирогов (1810 -1881 гг.).
Физиология человека – изучает функции и процессы жизнедеятельности организма, его тканей, органов и систем, а также механизмы их регуляции.
Термин «физиология» происходит от двух греческих слов: «physis» – природа и «logos» – учение.
Разделы физиологии:
нормальная физиология (изучает жизнедеятельность здорового организма);
патологическая физиология (изучает жизнедеятельность организма при болезнях);
физиология отдельных систем органов (кровообращения, пищеварения и т. д.).
Одним из разделов физиологии является психология, которая изучает общие закономерности психических процессов, индивидуально-личностные свойства конкретного человека, его поведения в обществе. Методы физиологии:
Физиология начинала познание предмета своего изучения с наблюдения. Основным методом являлся эксперимент (на животных), посредством которого физиология получала и расширяла сведения о жизнедеятельности органов и систем организма животных и человека.
Для изучения функций организма используют следующие группы методов:
подавление функции вплоть до ее выключения;
стимуляция функций;
регистрация электрической активности;
моделирование.
Методы, позволяющие выделить и наблюдать в «чистом виде» исследуемую функцию, достигаются обездвиживанием животного, действием наркоза, вскрытием и изолированием органов. При этом трудно соблюдать правила асептики, и после опыта жизнь животного заканчивалась (острый эксперимент).
Если исследования проводят на подготовленных соответствующим образом животных, часто в условиях свободного поведения, то эти опыты называют хроническими экспериментами.
Особые требования предъявляются к методам исследования физиологических функций человека. Прежде всего, эти методы не должны причинять человеку какой-либо вред и допустимы лишь при полной безопасности их применения.
К таким методам относятся:
- рентгенографический и рентгеноскопический,
- наблюдение за физиологическими процессами – эндоскопия (осмотр и фотографирование внутренних органов с помощью оптических приборов),
- графическая регистрация физиологических процессов – электроэнцефалография (запись биотоков головного мозга), электрокардиография (запись биотоков сердца), термография (получение теплофотографий),
- радиографический (введение радиоактивных веществ и обнаружение функционирующих органов),
- биохимические (изучение молекулярных механизмов физиологических процессов).
Ученые – физиологи:
Становление физиологии связано с английским врачом В. Гарвеем (1578-1657 гг.), открывшего кровообращение.
И. М. Сеченов (1829-1905 гг.) установил рефлекторный характер деятельности головного мозга.
И. П. Павлов (1849 -1936 гг.) сделал величайшие открытия в различных разделах физиологии – кровообращении, пищеварении и изучении работы больших полушарий головного мозга.
Гигиена – изучает влияние различных факторов среды и производственной деятельности на организм человека, с целью создания благоприятных условий для труда и отдыха, сохранения здоровья человека.
Термин «гигиена» происходит от греческого слова «hugienos» – здоровый. Разделы гигиены:
общая гигиена (изучает общие гигиенические закономерности);
гигиена труда (изучает условия труда для профилактики профессиональных заболеваний);
гигиена питания (наука о рациональном питании);
гигиена детей и подростков;
гигиена отдельных систем органов (зрения, слуха, дыхания).
Методы гигиенических исследований: гигиеническое обследование и санитарное описание, гигиеническое нормирование и санитарное просвещение, диспансеризация. Ученые – гигиенисты:
Н. А. Семашко (1874 -1949 гг.),
Ф. Ф. Эрисман (1842 -1915 гг.).