МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
С.СТАРЫЕ АТАГИ ГРОЗНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

(внеклассное мероприятие)

Саидова Я.Н.
классный руководитель 3 класса
2017-2018 уч. год
Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы,
дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Эпиграфы:
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р. Эмерсен).
«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу).
Ход.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята! Тема нашего разговора сегодня – это общение людей. У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в библиотеке, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. Народная мудрость гласит: «Каковы сами, таковы и сами», утверждая тем самым, что человек создает себя сам. Сегодня мы с вами будем говорить о различных правилах поведения, и я предлагаю самые важные правила записать в памятку воспитанного человека.
Вопрос классу: Как люди отмечают самое простое самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком? Как вы думаете ребята?
Класс: Приветствием.
Учитель. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Каким только приветствиями не пользуются люди!
Вопрос классу: Знакомы ли вам какие-нибудь из них?
2.Выступления учащихся.
Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня? «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. В самом деле, что составляло основу жизни монгола кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные – хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори и бескормицы – и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается, пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.
Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо, да и еще высовывают язык. Европейцы, как правило, ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают легкий поклон. У японцев для приветствия применятся три вида поклонов – сайкэйрэй (самый низкий), средний и легкие поклоны.
На крайнем севере охотники, встречаясь, терлись носами. Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. Офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.
На Востоке было принято подносить голову ко лбу и к сердцу, в иных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки…Словом, всего не перечислишь.
Учитель. А как же звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное «здравствуйте.
Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.
Ученик.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель. Вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь вы иногда ребята забываете поздороваться или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брысь».
3. Конкурс знатоков этикета.
1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да)
3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, в библиотеку. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)
5. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Старший – младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному).
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другие иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибетесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.
4.Учитель. Скажите, пожалуйста, вы слышали когда-нибудь такое слово – «этикет»? Что же оно означает?
Выступления уч-ся.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика IV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
В Северной Америке, когда она еще находилась под ярмом британского колониального господства, 14-летний Джордж Вашингтон, плененный светскими манерами своего взрослого окружения, написал 110 «Правил приличного поведения». Среди них были такие советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опростоволосишься в домах сильных мира сего».
Из стран Скандинавии пришел принятый ныне во всем мире обычай – предоставлять самое почетное место за столом почетному гостю.
А что же в России? Артиллерийское и морское образование, которое ввел Петр 1 для дворян, позже было заменено школой светских манер. Аристократы придерживались правил из книги «Юности честное зерцало», учились по ней обращаться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым, и какую «позитуру» принимать при поклоне.
5.Учитель.
Еще совсем недавно вы не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям выбирали и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, поступки небезразличны окружающим.
Есть забавная история о происхождении хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Поэтому давайте запишем еще одно золотое правило в нашу памятку воспитанного человека «Уступайте друг другу»
Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идет с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да еще и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?
Или вы позвонили по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придется ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идете обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадет инфекция. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:
- тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что …
- навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как ….
- не перебивайте говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых …..
- размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к. вы можете при этом …
Давайте запишем еще одно правило: «Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей».
Человек может без многого обойтись – но не без человека! Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить. А значит не конфликтовать по мелочам.
6. Тест «Насколько ты конфликтный человек»
( см. «Приложение»)
Итак, запишем следующее правило: «Не спорьте по мелочам!»
7. Игра «Посмотри на себя со стороны»
По желанию приглашаются к доске один или несколько учеников. На листке они пишут 3 своих положительных качества и 3 отрицательных. Листок передается учителю. Затем одноклассники называют 3 отрицательных и 3 положительных качества, которые, по их мнению, присущи этому человеку. Когда все желающие выскажутся, учитель вслух называет качества, отмеченные самим учеником. Ученик сравнивает самооценку с оценкой, которую дал класс.
8.Учитель.
Вот видите, человек как бы посмотрел на себя со стороны, оценил свои нравственные качества. А как мы выглядим внешне? Какое производим впечатление? Подумайте, нет ли у вас дурных привычек, которые раздражают окружающих:
- не грызете ли вы ногти, не хлюпаете ли носом;
- не разговариваете ли вы слишком громко;
- не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми;
- не раскачиваетесь ли вы на стуле, не разваливаетесь ли вы в кресле;
- не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки;
- не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;
- не хлопаете ли вы дверью?
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, постарайтесь от них избавиться, а главное – избавить от них окружающих.
Итак, запишем следующее правило:
«Старайтесь избавиться от вредных привычек».
9.Анализ анкеты, проводимой с уч-ся по вопросам.
1) Воспитанный человек – это …
2) Знание правил поведения необходимо для того, чтобы….
3) Кого из нашего класса вы считаете воспитанным человеком?
10. Заключительное слово учителя.
Ребята, я очень надеюсь, что сегодня мы с вами общались не зря. Вы многое узнали об этикете – правилах общения между людьми. Постарайтесь, чтобы правила эти стали для вас привычными. Всем нам жить с людьми и среди людей – давайте сделаем эту жизнь приятной и радостной для нас самих и окружающих.
Приложение
Тест «Насколько вы конфликтный человек»:
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
А) не принимаю участия;
Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?
А) нет;
Б) только, если имею для этого веские основания;
В) критикую всегда и по любому поводу;
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) только в шутку или если они люди необидчивые;
Б) лишь по принципиальным вопросам;
В) споры – моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;
В) прохожу вперед и начинаю следить за порядком.
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:
А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;
Б) молча возьму солонку;
В) не удержусь от едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.
6. В транспорте вам наступили на ногу:
А) с возмущением посмотрю на обидчика;
Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:
А) промолчу;
Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
В) выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:
А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;
Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;
В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.
БАЛЛЫ:
«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.
22-32 очка: Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.
12- 20 очков: Вы слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы «не выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия, ведь вы любите критиковать других. Если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!