СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания во второй младшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь дошкольной образовательной организации.

Форма проведения: информационный калейдоскоп.

План.

  1. Кто такой логопед?
  2. Характеристика речи детей второй младшей группы (3-4 года)
  3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания во второй младшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»»











Конспект родительского собрания

во второй младшей группе

Тема: «Роль семьи в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»









Исполнитель: учитель-логопед

Е. К. Сумина

















г. Лабытнанги








Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь дошкольной образовательной организации.

Форма проведения: информационный калейдоскоп.

План.

  1. Кто такой логопед?

  2. Характеристика речи детей второй младшей группы (3-4 года)

  3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.



Содержание.

  1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом. Чем же занимается логопед в вашей группе: 1 раз в неделю проводятся логоминутки со всеми воспитанниками с целью профилактики речевых нарушений. Что включает в себя это занятие: логоритмические упражнения, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, малоподвижные игры. Индивидуальные занятия по коррекции (исправлению нарушений звуков) учитель-логопед проводит с 5 лет. Если у ребёнка до 5 лет есть заключение специалистов: невропатолога, лора, психиатра, логопеда. (ЗРР, ЗПРР, тугоухость, моторная алалия и т.д.) В этом случае воспитанник зачисляется на индивидуальные занятия с любого возраста.

  1. Характеристика речи детей второй младшей группы (3-4 года)

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?» «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение

Ребенок четвертого года жизни правильно произносит большое количество звуков, допускается нарушение свистящих звуков [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Слоговая структура слова.

В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам, что допустимо.

Словарный запас

К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь.

Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

  1. Как же нам добиться таких показателей речевого развития детей и роль семьи в развитии речи детей. Для этого существуют определённые условия, с которыми мы познакомимся.

Благоприятная речевая среда.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей) в дошкольном образовательном учреждении у педагогов и специалистов, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важно, чтобы в домашних условиях, как и в детском саду, была развивающая среда. Развивающая среда в домашних условиях – это не только машинки для мальчиков и куклы для девочек, но и развивающие игры, карточки, книги, дидактические наборы и игрушки. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Сопровождайте любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.

«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» - «Помидор», - ответит он. «Какого цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами по форме, величине, качеству, цвету Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: машины, магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Больше читайте детям сказок, рассказов, беседуйте о прочитанном произведении. Поскольку ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте игровая, развивайте речь детей через игру. Игра – это жизнь любого ребёнка. Игра – это детство. Еще очень важный момент, который упускают многие родители: создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речьюНапример, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье (показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»

Развитый фонематический слух.

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает: правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. (Родителям предлагается 2-3 игры)

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Игры: «Мыльные пузыри», «Кораблики», «Буря в стакане воды», «Упрямая свеча», «Сдуй снежинку».

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, подвижности органов, участвующих в речевом процессе. 

Основные требования к проведению

- Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.

- Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут, желательно раза два в день (утром и вечером).

- Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки (игры). 

- Упражнение не должно доводить орган до переутомления.

Дети любят играть, и когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, в сказке происходят чудеса, и звуки преображаются.   Предлагаю Вам выполнить упражнение для детей 3-4 лет.

«Лошадка».
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Языком «присосаться» к небу и щел­кать им под хлопки ладоней.

«Вкусное варенье».

Мы сегодня ели
Вкусное варенье,

А теперь по кругу
Мы оближем губы.

         Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Развитая мелкая моторика.

Упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Родителям предлагается выполнить упражнение с массажными шарами.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка;

- не перегружайте его речевыми занятиями;

- игры и упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту;

- при общении с ребёнком следите за своей речью; говорите с ним, не торопясь; звуки и слова произносите чётко и ясно; непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните; не следует искажать слова, имитировать детскую речь, никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Всё это замедляет речевое развитие.

- своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи; будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово; не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, он гудит ту-ту».

- если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»;

- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка; и не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?»;

- во время игр с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!».

Например, при изучении темы «Одежда», попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

Уважаемые родители! Надеюсь, что информация, полученная сегодня, будет полезна вам в ваших начинаниях. Будьте помощником своему ребенку, будьте рядом!