- формировать представления о вежливости, об употреблении вежливых слов как средстве ее выражения.
- повысить эффективность закрепления материала через «живое » общение с гостями..
- способствовать развитию речевых форм общения на основе на основе устного проговаривания материала;
-преодоление неуверенности в себе, снижение возможного психологического стрессового напряжения;
- коррекция личностных качеств.
- воспитание культуры общения через моделирование ситуаций, требующих взаимодействия;
- усвоение типичных способов социального поведения.
Действие педагога | Действия детей (предполагаемый словарь) |
Встреча гостей | Говорят устно (не используя дактильную азбуку) - Здравствуйте, проходите, пожалуйста. - Посмотрите нашу фотовыставку «Общение в школе». - Садитесь. Угощайтесь, пожалуйста. Сок, пожалуйста. |
Приветствие гостей | -Мы рады приветствовать вас в нашей детской гостиной. -Хорошего вам настроения |
Организационный момент -Сядьте правильно, удобно. Следите за произношением звуков, своей речью. Старайтесь говорить хорошо, внятно. Речевая зарядка в форме чистоговорки Дифференциация звуков С-Ш са-са-са Прилетела к нам …оса су-су-су Встретил волк …лису ша-ша-ша Наша Саша… хороша ши-ши-ши Гости тоже …хороши шо-шо-шо Будем говорить … хорошо |
-Что нужно говорить хорошо? | Звуки, слова, предложения |
Выяснения темы | |
-Встаньте. Идите к доске (работа с пиктограммами) -Какое настроение у Вити? -Как вы думаете, почему? -Что можно делать с друзьями? | Отвечают кратко -радостное, веселое, хорошее -Потому что у Вити много друзей. -С друзьями можно общаться, играть. |
-Верно. У Вити много друзей и ему есть с кем общаться. |
-Посмотрите на Сашу. Почему он грустный? | -Потому что он один и ему не с кем играть |
-Давайте ребят, познакомим (замена картинок) | -Витя, это Саша. Саша, это Витя. |
-Какое настроение стало у Саши? Отвечайте кратко. | -радостное, веселое, хорошее |
-Почему вы так думаете? | -Потому что у Саши появился друг. |
-Верно, у Саши появился друг и ему есть с кем общаться? |
-Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня? | -Я думаю, будем говорить об общении |
-Верно. Сегодня будем говорить об общении. |
-Какие слова нужно говорить при общении? -Где можно общаться? | Отвечают кратко -вежливые, культурные -в семье, в магазине, в транспорте, во дворе, в школе |
Открыть доску |
Тема социального часа «Культура общения в школе» |
- Что это? (показ фотографии школы) | -Это наша школа. |
- С кем вы общаетесь в школе? (работа с картинками в «окошках» фото школы) | - В школе мы общаемся с ребятами, учителями, воспитателями, директором, завучами, врачом, медсестрами, нянями, библиотекарем, прачкой, рабочими. |
-Кто это? Кем работает и что делает? | -Это Алла Александровна. Она работает прачкой и стирает белье. |
-Как зовут директора школы? (кратко) | -Ольга Николаевна |
- Что делает врач? | -Врач нас лечит. |
Гимнастика для глаз «Оса собирает нектар» |
-Повторим вежливые слова. Говорите хорошо. | (сопряженное проговаривание) |
-Слова приветствия. | -Здравствуйте; доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. |
-Слова извинения. | -Извините, простите. |
-Слова просьбы и обращения. | -Будьте добры; скажите пожалуйста; разрешите мне… |
-Слова прощания. | -До свидания; до скорой встречи; всего хорошего; до завтра, до встречи. |
- Молодцы. Вежливые слова знаете хорошо. | (сопряженное проговаривание) |
Выполнение заданий, упражнений (ситуаций). | |
- Проверим, как вы умеете вежливо общаться. | (сопряженное проговаривание) |
Ситуация №1. Знакомство. (использование пиктограмм) | |
- Взрослым говорим… | -Можно с вами познакомиться? Как Вас зовут? |
- Друг другу говорим… | -Можно с тобой познакомиться? Как тебя зовут? |
-Познакомьтесь с нашими гостями. | Подходят к гостям и знакомятся. -Здравствуйте. Можно с вами познакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Как ваша фамилия? А меня зовут… . Моя фамилия… . Приятно было познакомиться. Спасибо. |
Ситуация №2. Приветствие. | |
-Что нужно сказать взрослому человеку при встрече? (отвечайте кратко) | -здравствуйте… |
- Что вы говорите друг другу при встрече? | -здравствуй… |
Пальчиковая гимнастика |
- Помогите пальчикам поздороваться. | пальчики здороваются: -привет; -здравствуй; -доброе утро; -добрый день; -добрый вечер. |
- Ребята, если в класс входит взрослый человек, что нужно сделать? | -Нужно встать и поздороваться. |
Проигрывание ситуации. В класс вошел взрослый человек (днем, утром, вечером) Нужно говорить: здравствуй; доброе утро; добрый день; добрый вечер. |
- Как нужно приветствовать друг друга нам покажут Ваня и Саша. | -Здравствуй,… . - Здравствуй … . - Как дела? (спрашивают друг у друга) -Пойдем на урок. -Пойдем. |
Ситуация №3. Благодарность. | |
- Ребята, Лёне мама прислала посылку. Лёня вас хочет угостить. | -Ребята, угощайтесь, пожалуйста. - Спасибо, Лёня. - Благодарю тебя. -Было очень вкусно. |
Ситуация №4. Извинение. | |
- Ребята, как нужно извиниться перед взрослым человеком? | - … … извините меня, пожалуйста. |
- Если обидел ровесника, что нужно сказать? | - … извини меня, пожалуйста |
Проигрывание ситуации. |
- … и … покажите ситуацию, при которой нужно извиниться. | Ира нечаянно толкнула Сашу, та упала. Саша, извини меня, пожалуйста. Давай я тебе помогу. |
Ситуация №5. Обращение. | |
- Как нужно обращаться к взрослому? | - … … Вы устали? |
- Как нужно обращаться к сверстнику? | -… ты устал? |
- Обратитесь к нашим гостям с просьбой или вопросом. Следите за своей речью. | - Первый воспитанник ... … скажите, пожалуйста, когда начнутся летние каникулы? (Ответ гостя). Спасибо. - Второй воспитанник ... … можно мы придем вечером в гости к малышам? (Ответ гостя) -Спасибо. Мы будем очень рады, поиграть с малышами. - Третий воспитанник … … скажите, пожалуйста, когда можно прийти в библиотеку? Я хочу взять книгу почитать. -(Ответ гостя) Спасибо. Я приду завтра. -Четвертый воспитанник … … скажите, пожалуйста, когда будет занятие кружка? -(Ответ гостя) - Во сколько? -Спасибо. Я очень жду это занятие. и т.д. |
Итог урока. | |
- Что мы делали сегодня на уроке? | - Мы разговаривали, играли, беседовали, отвечали на вопросы и задавали вопросы, общались. |
- Повторим, что такое общение. | |
- Общение, это… | - разговор -беседа - совместная игра -диалог |
- Верно, молодцы. | |
- Какие слова мы говорим при общении? | -вежливые, культурные |
Чтение стихотворения «Вежливые слова» |
- Молодцы. Сегодня все работали хорошо. Если вам понравилось занятие, то посмотрите направо, на улыбающийся шарик. | ( улыбающийся воздушный шарик) |
- Если вам не понравилось занятие, то посмотрите налево, на ухмыляющийся шарик. | (ухмыляющийся воздушный шарик) |
- Гостей попрошу сделать тоже самое. | |
Ситуация №6. Прощание. | |
- Ребята, помогите пальчикам попрощаться. | (используются элементы пальчиковой гимнастики) |
| -пока -до свидания всего хорошего до завтра до встречи |
- Попрощайтесь с нашими гостями | -до свидания -до новых встреч в нашей детской гостиной «Общение» |
Круг дружбы и вежливости (все встают в круг говорят друг другу комплементы, слова прощания и желают друг другу счастья) |