Конспект урока 2 класс, УМК «Гармония»
Тема урока: «Учимся письменному пересказу».
Урок разработан с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения по учебнику М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» образовательной системы «Гармония».
На протяжении всего урока у учащихся формируется сознательное, ответственное, заботливое отношение к качеству своей речи, что способствует личностному развитию младшего школьника; формируется умение использовать второклассниками накопленный речевой опыт для письменного пересказа текста по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации.
Реализовать поставленные цели урока помогает активное использование средств ИКТ (компьютера, медиа - проектора, презентации Power Point со слайдами).
Деятельность учащихся
Воспринимают текст на слух, анализируют содержание.
Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью и выбором слов, проводят языковой анализ.
Выбирают более точный заголовок.
Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи.
Слушают и оценивают пересказы одноклассников, улучшают свой написанный.
Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.
Планируемые результаты
Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать (Л)
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Как собственных. Так и окружающих людей. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы (Л)
Ставить учебную задачу, планировать действия (Р)
Действовать по намеченному плану (Р)
Осознанно выполнять инструкцию, контролировать процесс и результат деятельности, оценивать его и вносить коррективы (Р)
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную (П)
Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использования автором языковых средств, оценивать (П)
Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли, соблюдать правила культуры общения (К)
Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков (К)
Тема урока: «Учимся письменному пересказу».
Тип урока: урок речевого развития
ТДЦ:
Формировать умения использовать второклассниками накопленный речевой опыт для написания изложения:-анализировать готовый текст, выделять смысловые части, наблюдать за развитием мысли, озаглавливать текст по его главной мысли;
-письменно пересказывать текст по опорным словам с соблюдением норм орфографии и пунктуации;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, редактировать написанное;
-понимать, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека
Оборудование: учебник, компьютер, медиа - проектор, презентация Power Point со слайдами, таблицы «Корректор», «Как писать без ошибок?», карточки-опоры
Ход урока
I Организация класса, эмоциональный настрой на урок
Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.
- Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Ручки, книги и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом!
II Введение в тему урока (Слайд )
Цель: на основании предложенного материала формировать умение ставить учебную задачу (Р.); понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.), выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения (К.)
- Прочитайте хором тему урока «Учимся письменному пересказу» (Слайд). Давайте поразмышляем над тем, как различаются слова рассказывать и пересказывать? Кому и что вы пересказывали недавно? Когда нам приходится кому-то что-то пересказывать? (Выслушиваются детские высказывания)
- А вот когда мы письменно пересказываем текст, это называется изложение, потому что мы излагаем мысли автора.
- Давайте прочитаем советы (Слайд)
Запоминать каждое авторское слово не нужно. Можно излагать мысли по-своему.
Но порядок мыслей, точные и особо важные слова старайся сохранять.
- Подпишите: Моё первое изложение. (Слайд)
- Посмотрите на экран, из какой сказки эти герои: мальчик-луковка Чиполлино, его друзья Редиска и Вишенка? (Слайд) Кто знает автора этого произведения? Какие произведения этого автора вам известны? (Выслушиваются детские ответы. Слайд) Сегодня на уроке будем читать и пересказывать отрывок из этой сказки.
III Первое чтение текста. Учитель читает при закрытых у детей книгах текст из №265.
Цель: формировать умение понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по главной мысли; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (П.); выражать свои мысли в словесной форме (К.)
- Послушайте отрывок из сказки. Определите о ком он, и какова главная мысль. (О мальчике Вишенке, главная мысль – в последнем предложении).
Вишенка гулял по парку. Вдруг он увидел мальчика с веселым лицом. За мальчиком шла девочка лет десяти. У нее косичка была похожа на хвостик редиски.
- Меня зовут Редиска. А это Чиполлино.
- Очень приятно.
И все трое засмеялись. Так у Вишенки появились друзья.
- Как произошло знакомство? Кто эти друзья?
- Прочитайте и сравните два заголовка. (Слайд)
На экране два заголовка: «Вишенка и его друзья» и «Первые друзья».
- Какой из них называет тему текста, а какой передаёт его главную мысль?
Выбранный детьми вариант записать на доске.
– На месте каких букв есть орфограммы? Докажите, где можете, их выбор. Запишите этот заголовок.
IV Повторное чтение текста, наблюдение за развитием мысли, выделение опорных слов для пересказа
Цель: формировать умение воспринимать при чтении нужную информацию, наблюдать за развитием мысли в тексте; выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли (К.);
- Давайте прочитаем текст еще раз. (Спросить хорошо читающего ученика или чтение про себя.)
Беседа после прочтения.
- О чем сообщается в начале рассказа? Что произошло дальше? Какое слово указывает на неожиданность встречи? На что Вишенка сразу обратил внимание? Кого он еще увидел? Что интересного заметил? Почему использованы слова – косичка, хвостик, а не коса, хвост? Что случилось потом? Кто представился первым? Как ответил Вишенка? Правильно ли? А почему ребята засмеялись? Все события кончились, зачем же еще одно предложение, последнее? Какое слово в нем показывает, что это предложение заканчивает, заключает текст, как бы «закрывает дверь».
Уточнение структуры текста проводится путем повторного наблюдения за развитием мысли и связью предложений. Запись слов на доске, отражающих тему каждого предложения , заменит план. Они будут служить опорой при воспроизведении текста.
- Давайте еще раз посмотрим, как движется мысль в тексте, и выделим слова, которые при пересказе будут напоминать порядок мыслей. О ком первое предложение? (Параллельно с ответами на вопросы на экране появляются начала предложений, заключающие в себе указания на тему каждого из них. Слайд.) О чем сообщает второе? Как его продолжает третье? Что нового добавляет следующее?
Вишенка … . Вдруг он … . За мальчиком … . У неё … .
- Меня зовут … . А это … .
- … .
И все трое … . Так у Вишенки … .
Физкультминутка. Слайд
Цель: способствовать сохранению здоровья детей
V Орфографическая подготовка
Цель: формировать умение по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы; принимать и сохранять учебную задачу (Р.); переносить имеющиеся знания на конкретную ситуацию (П.)
- Отметьте орфограммы в названии текста. Прочитайте слова так, как они написаны. Как «сломается» слово друзья, если вы пропустите Ь ?
- Найдите орфограммы в первом и втором предложениях. Посчитайте, сколько слов-помощников. Какие орфограммы видите в следующих предложениях? Сколько раз встречается слово редиска? Почему оно написано по-разному? Какие орфограммы есть в имени мальчика-луковки? Прочитайте слово так, как оно написано. Как выделена речь героев? Какие орфограммы в двух последних предложениях?
На экране слова: Вишенка, Редиска, Чиполлино, учащиеся хором орфографически их произносят
VI Повторное чтение и изложение текста
Цель: формировать умение письменно пересказывать текст повествовательного характера, сохраняя основные особенности оригинала, выражать свои мысли, используя при этом все способы ухода от орфографических ошибок ;контролировать ход и результаты своей деятельности (Р.);
Учитель перечитывает текст при закрытых книгах, дети следят за развитием мысли по опорным словам на экране.
– Письменно перескажите рассказ. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами. Не забывайте, что вы умеете не делать орфографических ошибок: не знаете, забыли, как пишется слово, оставляйте «окошки», а если нужно, показывайте выбор букв.
Текст записывается. Отдельным учащимся, нуждающимся в дополнительной помощи, она оказывается учителем индивидуально.
VII Проверка написанного.
Цель: формировать умение проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки; улучшать написанное; осуществлять самоконтроль (Р.) и взаимоконтроль, участвуя в совместной деятельности, в групповом обсуждении возникших вопросов (К.)
К концу записи вывешивается памятка «Редактор» и пункт 4 памятки «Как писать без ошибок?». При проверке дети пользуются простым карандашом.
- Теперь поработайте редакторами и корректорами.
- Прочитайте первый раз вполголоса свои тексты, понаблюдайте: не пропущена ли какая-нибудь мысль, не нарушен ли их порядок, не пропущены ли важные слова.
- Прочитайте еще раз, отметьте орфограммы, при появлении сомнения в написанной букве ставьте над ней знак вопроса.
Учитель индивидуально помогает осуществить процесс проверки.
– Взаимопроверка. (Партнёр – это лишь помощник. Он может только карандашом поставить в нужном месте «галочку» или подчеркнуть букву, автор окончательно решает, принять предложение или отвергнуть).
VIII . Домашнее задание.
Цель: формировать осознание значимости учения (Л.); использовать известную информацию при самостоятельном решении учебных задач (П. );
–Хотите узнать, как закончилась встреча новых друзей? Прочитайте текст №266. Дома спишете отрывок, выполните к нему задания.
- Кого испугался Вишенка? Как Напишем слово помидор? Почему в тексте это слово написано с большой буквы?
IX Подведение итогов.
Цель: формировать осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать, понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека (Л.); обобщать полученные сведения(П.)
– Давайте вместе сделаем вывод. «Чтобы меня хорошо понимали, я должен писать без…. (ошибок), красиво и раз…(борчиво); проверять …(написанное), думать над порядком … (слов) в предложении; искать самые… (точные) слова для выражения своих мыслей».
X Рефлексия.
Цель: формировать умение оценивать свои учебные достижения (Р.)
– Оцените свою работу на уроке (На схеме человечек без ротика, ученики рисуют ротик, оценивая своё настроение и качество своей работы)