Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Форма урока: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Технология: технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии,
технология вопросно-ответного единства и обратной связи
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь, улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением и уверенностью в своих силах отправляемся в необычное путешествие, которое назовем «Как Рыжиков и ученики 6 б класса попали в страну Выученных уроков»
Слайд № 1
2. Сообщение темы и целей урока
- А вот и Рыжиков! Посмотрим, чем он занят.
Слайд № 2
Сценка.
Сидит Рыжиков за книгами, что-то пишет, учит:
- 1 склонение, 2 склонение, разносклоняемые, несклоняемые. Ух, устал я от этого. Надоело. Не хочу учиться, хочу…
Появляется Двойка:
-Знаю, знаю, куда ты хочешь. Попасть в Страну невыученных уроков.
Рыжиков (испуганно):
-Нет, нет, что ты! Знаю, что там приключилось. Согласен. Хочу учиться, хочу попасть в Страну выученных уроков!
Двойка исчезает:
-Ах!
Появляется Пятёрка.
- Я готова тебя отправить в эту замечательную страну. Ты готов?
Рыжиков:
- Стоп, стоп, не готов. Одно условие. Туда я отправлюсь только вместе со своим классом.
Пятёрка:
- Будь по-твоему. Крибле- крабле бумс
Слайд № 3
- Какую часть речи повторял Рыжиков?
- Мы сегодня повторим изученное по теме «Имя существительное»
Слайд № 4
- Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.
- В путешествие в страну Выученных уроков мы с вами отправимся на паруснике «Морфология» (рисунок парусника), но паруса этого корабля пока неокрашенные, в конце урока мы их разукрасим в цвета своего настроения (на партах лежат карточки красного, желтого, синего цвета)
- Отправляясь в путешествие, мы должны определить его цель.
Слайд № 5
(ученики определяют цель урока)
- Продолжите предложения
- На протяжении всего путешествия мы с вами будем заполнять маршрутные листы, где вы будете оценивать свои достижения, подпишите, пожалуйста, их.
3. Актуализация опорных знаний
- Ребята, парусник называется «Морфология». А что такое морфология? (ответы учеников)
- Что это слева по борту? Наверное, с кем-то случилась беда (учитель достает из бутылки письмо, читает его).
Слайд № 6 Письмо со дна моря
Милый Джим!
7 сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения насекомые! Восторг!
Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод, мрак. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение.
Мы погрузились на корабль и отчалили. В сердце моём живёт надежда, что мы скоро увидимся, сынок!
Вильям Баум.
Шхуна «Морфология»
Выпишите существительные
в соответствии с их значением, укажите склонение
1 группа 2 группа 3 группа
Явления природы Название предметов Чувства
- Проверим задание. Слайд № 7
(оценка в маршрутном листе)
Делаем вывод…
Слайд № 8
- Наша шхуна причалила, и мы попадаем на ярмарку. Что такое ярмарка?
Чего только не найдёшь на ярмарке! Но расплачиваются на нашей ярмарке необычным способом: нужно сделать морфологический разбор существительного, которое называет нашу покупку. Единственное, чего нельзя указать в таком разборе, - роль в предложении и падеж, потому что существительное встречается не в тексте.
Ученик в наряде лоточника зазывает покупателей: «Граждане и гражданочки! Мимо не проходите! Глаз не отводите! Подходи, налетай, товары раскупай!»
(Ученики выбирают товар, три человека у доски делают разбор, остальные на местах)
- Проверим задание
(оценка в маршрутном листе)
- Покидаем ярмарку с удачными покупками, а не пора ли перекусить, давайте заглянем в кафе
Кафе «Визави» Слайд № 9
Задание. Допишите окончания неизменяемых существительных.
Окна были прикрыты вертикальны… жалюзи, на стене – хрустальн… бра. Один из официантов по име… Джек устроил незабываем… шоу с участием ярк… какаду. Нам очень понравил… и изысканн… меню.
Меню:
Брокколи отварн…
Салат со свеж… кольраби
Салями сыровялен…
Иваси слабосолён…
Чёрн… кофе
- Проверим задание
(оценка в маршрутном листе)
Физкультминутка. Слайд № 10
- Дальше на нашем пути
Бюро по трудоустройству Слайд № 11
Допишите окончания и пропущенные буквы в суффиксах, выделите орфограмму.
Опытн… врач Ирина Викторовна
Хорош… учитель Анна Сергеевна
Профессиональн… инженер Ольга Ивановна
Знающ… геолог Ирина Николаевна
Обход…ик путей, прессов…ик, рез…ик по кости, прокат…ик, танцов…ик, бетон…ик, компьютер…ик
- Проверим задание
(оценка в маршрутном листе)
- Наконец-то мы добрались до ворот в Страну выученных уроков, но открыть их не так – то просто, для этого необходимо выполнить задание, а подсказку вам даст Витя Перестукин.
Слайд № 12 отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков»
Слайд № 13
Задание от Вити Перестукина
Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограмму (по цепочке)
Карандаш…к, стаканч…к, грибоч…к, листоч…к, рукавч…к, самоварч….к,
кружоч…к, чайнич…к, пирожоч…к, костюмч…к, звоноч…к
Задание от Вити Перестукина. Слайд № 14
Образуйте новые существительные, устно укажите способ образования.
Север, восток; земля,трясётся; видео, ролик; зоологический, парк; поп, музыка; веб, страница; кафе, ресторан.
(Пол)шага, (пол)Европы, (пол)окна, (пол)тетради, (пол)лимона, (пол)ложки,(полу)круг.
- Проверим задание. Сслайд № 15
(оценка в маршрутном листе)
4. Этап рефлексии
Тесты (учебник ст. 142)
- Проверим задание. Слайд № 16
(оценка в маршрутном листе)
Домашнее задание Слайд № 17
- Мы успешно закончили наше путешествие по Стране Выученных уроков, а теперь давайте окрасим паруса нашей шхуны.
Слайд № 18
Красный цвет – всё понравилось, всё удалось.
Синий цвет – не всё понравилось, не всё удалось.
Жёлтый цвет – всё не понравилось, ничего не удалось.
Домашнее задание Слайд № 17
Слайд № 19
Оценки за урок
Обратимся к маршрутным листам, подсчитайте количество баллов, переведите их в отметку.
- Чему был посвящен наш урок?
Маршрутный лист ученика 6 б класса ___________________________
Цель путешествия: повторение изученного по теме: «Имя существительное»
Остановка | Максимальное кол-во баллов | Оценка |
Письмо со дна моря | 5 | |
Ярмарка | 3 | |
Кафе «Визави» | 12 | |
Бюро по трудоустройству | 11 | |
Задание от Вити Перестукина 1 | 11 | |
Задание от Вити Перестукина 2 | 14 | |
Тесты | 6 | |
| | |
| | |
| | |
55 – 62 баллов – 5
55 - 45 баллов – 4
35 – 45 баллов - 3
Маршрутный лист ученика 6 б класса ___________________________
Цель путешествия: повторение изученного по теме: «Имя существительное»
Остановка | Максимальное кол-во баллов | Оценка |
Письмо со дна моря | 5 | |
Ярмарка | 3 | |
Кафе «Визави» | 12 | |
Бюро по трудоустройству | 11 | |
Задание от Вити Перестукина 1 | 11 | |
Задание от Вити Перестукина 2 | 14 | |
Тесты | 6 | |
| | |
| | |
| | |
55 – 62 баллов – 5
55 - 45 баллов – 4
35 – 45 баллов - 3
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Письмо со дна моря
Милый Джим!
7 сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения насекомые! Восторг!
Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод, мрак. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение.
Мы погрузились на корабль и отчалили. В сердце моём живёт надежда, что мы скоро увидимся, сынок!
Вильям Баум.
Шхуна «Морфология»
Выпишите существительные
в соответствии с их значением, укажите склонение
1 группа 2 группа 3 группа
Явления природы Название предметов Чувства
Кафе «Визави»
Задание. Допишите окончания неизменяемых существительных.
Окна были прикрыты вертикальны… жалюзи, на стене – хрустальн… бра. Один из официантов по име… Джек устроил незабываем… шоу с участием ярк… какаду. Нам очень понравил… и изысканн… меню.
Меню:
Брокколи отварн…
Салат со свеж… кольраби
Салями сыровялен…
Иваси слабосолён…
Чёрн… кофе
Бюро по трудоустройству
Допишите окончания и пропущенные буквы в суффиксах, выделите орфограмму.
Опытн… врач Ирина Викторовна
Хорош… учитель Анна Сергеевна
Профессиональн… инженер Ольга Ивановна
Знающ… геолог Ирина Николаевна
Обход…ик путей, прессов…ик, рез…ик по кости, прокат…ик, танцов…ик, бетон…ик, компьютер…ик
Задание от Вити Перестукина
Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограмму.
Карандаш…к, стаканч…к, грибоч…к, листоч…к, рукавч…к, самоварч….к,
кружоч…к, чайнич…к, пирожоч…к, костюмч…к, звоноч…к
Задание от Вити Перестукина.
Образуйте новые существительные, устно укажите способ образования, объясните правописание.
Север, восток; земля,трясётся; видео, ролик; зоологический, парк; поп, музыка; веб, страница; кафе, ресторан.
(Пол)шага, (пол)Европы, (пол)окна, (пол)тетради, (пол)лимона, (пол)ложки,(полу)круг.
Милый Джим!
7 сентября мы увидели землю, которая не обозначена на картах! Похоже наша экспедиция сделала открытие! Какая радость! Какое счастье! Здесь неизвестные растения насекомые! Восторг!
Неожиданно испортилась погода. Дождь, ветер, холод, мрак. Вдруг я почувствовал толчок и услышал шум. Началось землетрясение.
Мы погрузились на корабль и отчалили. В сердце моём живёт надежда, что мы скоро увидимся, сынок!
Вильям Баум.
Шхуна «Морфология»
9