Тема учебного занятия: А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): компьютер, проектор
Дидактические материалы к учебному занятию: учебник, Литературное чтение, 4 класс под редакцией Л.Ф. Климановой
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
I. Организацион- ный момент | 1 мин | Подготовка к уроку | Организация внимания и внутренней готовности | Организовать рабочее место | Словесный | фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя ленится, Так как мы ученики. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Проверить готовность своего рабочего места к уроку |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
II.Постановка цели урока. | 3 мин | Знакомство с автором. | автора и его произведений | | Объяснительно – ил люстративный | фронтальная | Слайд № 3 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Сегодня мы познакомимся с рассказом хорошо известного вам писателя. - Если вы правильно соотнесёте числа с буквами, то отгадаете фамилию этого автора. - Какое произведение этого автора вы читали в прошлом году? | - Куприн. - Слон. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
| 5 мин | знакомство с биографией писателя | биографии писателя | кратко её изложить | демонстрации | фронтальная | Слайды № 4, 5, 6 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион. Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн ме нее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом. Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюби вому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. - Что нового вы узнали из жизни А.И. Куприна? | чтение биографии писателя |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
III. Изучение нового материала. | 7 мин | познакомить с некоторыми породами собак | знать несколько пород собак | уметь их отличать | Объяснительно - иллюстративны | фронтальная | Слайд № 7, 8 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Куприна «Барбос и Жулька». - Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе? - Есть ли у вас дома собака? - Какие породы собак вам известны? В настоящее время насчитывается около 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируются по характеру их применения. Но нам с вами удобнее разделить все породы на три большие группы: охотничьи, служебные и декоративные собаки. Вот некоторые породы собак: 1) английский мастифф 2) далматин 3) бассет 4) американский кокер – спаниель. | Предположения детей. Ответы детей. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IV. Физминутка | 2 мин | Здоровьесберегаю щие технологии | | | демонстрации | фронтальная | Слайд № 9. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлёп, шлёп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлёпай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим! | Выполняют физминутку. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
V. Подготовка к чтению. | 5 мин | отрабатывать навык правильного выразительного чтения | | правильно и выразительно читать | демонстрации | фронтальная | Слайд №10,11,12, 13 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Скороговорки: Ба – ба – ба – из окна торчит труба. Жа – жа – жа – есть иголки у ежа. За – за – за – уходи домой коза. Ло – ло – ло – на улице тепло. Му – му – му – молока кому? Ре – ре – ре – метём сор во дворе Су – су – су – очень холодно в лесу. У Бори – винт, у Вити – бинт. Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал. Работа с трудными словами : От – да- лён – ные При – ка- са – лись Бол – та – ю – щих – ся Ста – лак – ти – тов При – над - ле – жа – ла Рас – прос – тра – нён – ной Пе – ре – вёр – ты – ва - лась | повторяют за учителем проговаривают несколько раз, ускоряя темп. читают сначала по слогам, затем целыми словами. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VI. Первичное чтение. | 8 мин | познакомить учащихся с произведением | содержание произведения | уметь анализировать | словесный | индивидуальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
следит за чтением детей, корректировка чтения | читают подготовленные дети |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VII. Анализ рассказа. | 4 мин | проанализировать содержание текста | содержания текста | отвечать на поставленные вопросы | беседа | фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Понравился ли вам рассказ? - Какое впечатление он на вас произвёл? - Какие отношения были у Барбоса и Жульки? -Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? - Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему? - О чём говорит её поступок? -Как вы думаете, почему собака умерла? - как вы оцениваете поступок Барбоса? - Как люди относились к животным? -Кто лучше всех понимал собак? | -Чтобы было понятно, какой у них был характер. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
VIII. Закрепление нового материала | 9 мин | научить работать с иллюстрацией | содержания текста | находить отрывок в тексте | работа с учебником | групповая | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Работа над иллюстрацией: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. - Кто на ней изображён? - Как вы думаете, какой эпизод изобразил художник? - какие чувства испытывает в этот момент Барбос? Найдите в тексте отрывок и прочитайте. Найдите в тексте описание внешнего вида Барбоса. Найдите, как писатель описывает Жульку. 2. Характеристика главных героев: Подчеркните простым карандашом в тексте слова: которые описывают характер Жульки (1 вариант) характер Барбоса. (2 вариант) Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. | ответы детей Дети работают самостоятельно, затем обсуждаются ответы детей. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
IX. Итог урока. | 1 мин | Систематизация знаний. | произведения | пересказать текст | беседа. | фронтальная | Слайды № 18, 19 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему? - Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги? Подведение итогов урока. Оценка активности учащихся. | ответы детей |