СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Белорусская народная сказка "Неучтивый сын"

Нажмите, чтобы узнать подробности

екккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккккк

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Белорусская народная сказка "Неучтивый сын"»

Тема: Белорусская народная сказка

«Неучтивый сын»


Цель: создание условий для формирования представления о белорусской народной сказке «Неучтивый сын»

Задача: познакомить со сказкой;

воспитывать у детей интерес к литературе;

воздавать условия для формирования уважительного отношения к родителям и старшим членам семьи,


Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной работы, магнитофон, реквизиты, карточки с пословицами.


Ход урока:

  1. Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

И. Горбунова

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо-…..СКАЗКА!

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем,

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку в душу пропускай.




  1. Речевая подготовка.


- Ребята, давайте поиграем в игру «Найди лишнее слово»

1. Потешка, рассказ, поговорка, сказка

2. Поэт, художник, писатель, баснописец

3. «Живая шляпа», «Огурцы», «Заплатка», «Дюймовочка»

- Какое лишнее слово, почему?

- Вы любите сказки?

-Давайте вспомним, какие сказки бывают?


3.Проверка дом.задания


  1. Составить план в правильной последовательности и рассказать понравившуюся часть

- как случилось, что мальчик поменял корову на ржавый котелок?

- что происходило с котелком. Когда мальчик ставил его на огонь

( найдите в тексте и прочитайте)?

- какой эпизод из сказки изображен на рисунке? Прочитайте это.


2. Тест (индивидуальная работа по карточкам)

1. Мальчик жил с….

а) матерью

б) матерью и отцом

в) бабушкой и дедушкой

2. Как случилось, что мальчик поменял корову на ржавый котелок?

а) надоела корова

б) хозяин- богач потребовал уплатить долги

в) решили купить козу

3. С кем встретился мальчик?

а) со старичком

б) со старушкой

в) с солдатом

4. Что принес котелок в третий раз?

а) суп

б) котлеты и пирожки

в) хозяйские монеты

5. Кто кричал из дымохода?

а) домовой

б) богач

в) старичок

См. ключ. (Оценивание учеников)

- Ребята, а я ещё раз проверю ваши работы и выставлю вам отметки.


4.Вступительное слово учителя


С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, их вам рассказывали мамы и бабушки, а потом вы сами научились читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огром­ными змеями, волшебными птицами, прекрасными красавица­ми, добрыми молодцами.

Каждую сказку всегда наполняют чудеса.



- Сегодня мы с вами познакомимся с белорусской народной сказкой «Неучтивый сын».

- Давайте подумаем, что мы сегодня будем делать на уроке, работая над сказкой (слушать, читать , сочинять, отвечать на вопросы, развивать нашу речь и память….)

- Сегодня мы с вами прочитаем сказку, будем работать над содержанием текста, учиться определять главную мысль произведения, развивать речь.

5. Словарная работа


- Что значит слово «НЕУЧТИВЫЙ»

- На уроке русского языка и белорусского языка мы с вами учимся пользоваться словарем. Прочитаем значение этого слова в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.


НЕУЧТИВЫЙ - невежливый, непочтительный;

СЫЗМАЛЬСТВА - с малых лет, с малолетства;

ОБОЧИНА- край дороги, боковая часть;

КОЧКА - бугорок на сыром лугу, болоте;

ВЫБОИНА - яма на дороге от езды.


6. Постановка проблемного вопроса перед чтением текста

- Откроем книги и отправимся в сказку. Постараемся ответить на вопрос:

«Какая это сказка?»

- Народная сказка сказывается из уст в уста, а людей, которые рассказывают сказки, называют сказателями.

- Вы готовы слушать сказку?

Звучит музыка

(Ученики читают стихотворения)


1 ученик:

В мире много сказок —

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.


2 ученик:

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

О. Высотская


7. Первичное , целостное восприятия текста

(читает учитель)

Сказки ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


8. Проверка первичного восприятие

- Понравилась ли вам сказка?

- Так давайте ответим на вопрос: «Какая это сказка?»

- Почему вы так решили

- Какие слова были вам не понятны?


9. Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем и снова в путь .

Дала нам сказка отдохнуть.

Отдохнули? Снова в путь!


10. Повторное чтение текста

(чтение текста детьми по цепочке, жужжащее чтение, чтение молча)

-Ребята, при чтении сказки, обратите внимание на поведения героев и их поступки.


11. Анализ сказки

- Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

- Кто главный герой сказки?

- Как звали отца?

- Почему сын был неучтивый? Зачитать.

- Как обращался сын к отцу? (кричит, не слушает, покрикивает, насмехается, бранит, ворчит).

- Куда поехали отец и сын?

- Почему отец слез с воза?

- Что советовал сын отцу? Найдите в тексте.

- Как вел себя отец?

- Почему сын оказался в грязи? Зачитать.

- Как отец и сын минули крутой поворот, и чем это закончилось для каждого из них?

- Назвал ли сын Кузьму отцом? Найдите это в тексте.

- Дочитайте до конца самостоятельно.

- Найдите в тексте пословицу.

- Ребята, как вы считаете, когда был особенно напряженный момент?


12. Работа в парах

Игра «Спрятались слова».

- Выполнив задания мы узнаем, как сын должен вести себя с отцом.


13. Подготовка к выразительному чтению

- Подумайте, как нужно читать слова сына?

- А когда нужно читать слова сына со страхом?

- Выберите интонацию для чтения слов отца

(чтение по ролям).


14. Работа в группах

  1. Составления плана (примерный план текста)

1. Отец и сын

2. Поездка за сеном

3. Плохая дорога

4. Падение сына в грязь

5. Крутой поворот

6. Испуг сына

2. Творческая группа

(составления диафильма)

3. Составить пословицу

Люби и уважай родителей своих


15. Подведения итогов

- Какое произведения мы с вами читали?

- В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Чему же научила нас сказка? (Люби и уважай родителей своих).

- Читайте сказки.

- Сказки научат вас самому главному- ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!



Чтобы сказки не обидеть —

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт.

Ю. Мориц





16. Домашнее задание

(дифференцированное на выбор)

- Чтение сказки по ролям.

- Составить характеристики героев.

- Сочинить свою сказку, где главными героями являются герои сказки «Неучтивый сын».


17.Рефлексия


«Четыре угла»

В каждом углу висит табличка, на которой написана пословица. Те дети, которые считают, что первая пословица соответствует сказке «Неучтивый сын» подходят к этой табличке.

Ребята, которые считают ….

  1. Умный сын - отцу замена, глупый не помощник.

  2. Жизнь дана на добрые дела.

  3. Больше дела - меньше слов.

  4. За всякое дело берись умело.

11