Конспект урока биологии для 9 класса по теме
«Бесполое размножение»
Цель урока:- Изучить основные способы бесполого размножения;
- дать сравнительную характеристику бесполого размножения как у растений, так и у животных.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть особенности бесполого размножения,
показать многообразие способов бесполого размножения, выявить его роль.
подчеркнуть тесную взаимосвязь между понятиями «размножение» и «формы размножения»
Развивающие:
формировать умения и навыки самостоятельной работы с информационными источниками
обсуждать проблему, делать выводы, анализировать, выделять главное.
Воспитательные:
воспитывать интерес к биологии через игровые формы проведения урока,
подчеркнуть ценность самой жизни, определить роль данной темы для расширения кругозора учащихся, осуществления практической деятельности (комнатное цветоводство, огородное хозяйство, выбор профессии)
Тип урока: изучение нового материала
Методы проведения: словесный, частично-поисковый, проблемные
Ученик должен:
-иметь представление об основных формах размножения организмов
-знать понятия «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование», «полиэмбриония», «клонирование».
-уметь объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.
Оборудование: компьютер, презентация «Бесполое размножение», проектор, магнитная доска, раздаточный материал.
Структура урока:
1.Организационный момент (приветствие, готовность к уроку).
2.Мотивация учебной деятельности.
4 Изучение новой темы.
5.Фмзкульминутка.
6. Рассказ о клонировании.
7.Закрепление
8.Итог занятия.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
11. Оценивание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Я приветствую вас, ребята. Я очень рада вас видеть. Раскройте ладошки перед собой, представьте, что на них лежит солнышко. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте своё солнышко друг другу, пожелайте успехов.
Сегодняшний урок будет у нас необычным, мы проведём его в форме научной конференции.
Представление участников конференции:
Старший научный сотрудник Булах Сергей Николаевич
Профессор Данилов Сергей Сергеевич
Кандидат медицинских наук Казанцев Александр Александрович
Младший научный сотрудник Леонгард Евгений Андреевич
Старший научный сотрудник Малетина Алина Николаевна
Доцент кафедры эмбриологии Морозов Константин Николаевич
Младший научный сотрудник Мурзинцева Кристина Евгеньевна
Старший научный сотрудник Мурзинцев Роман Евгеньевич
А тему нашей конференции вы мне подскажете сами .
2. Начало урока, актуализация знаний: Скажите мне, пожалуйста, есть ли среди вас умеющие танцевать? (можно попросить выйти и показать несколько па). (Звучит музыка «Есть только миг» - 1 куплет)
Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».
-Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные, в т.ч. передвижение хромосом при делении клеток, размножение)
Далее постановка проблемного вопроса. Комнатное растение Колеус постарело, и я бы хотела обновить его. Как мне это сделать? Учащиеся предлагают сделать черенкование. Я прошу дать пояснение и доказать что я получу такое же растение. (предлагают эту форму как вегетативное размножение из частей тела многоклеточного организма. Решив эту проблему, вы можете сформулировать тему и цель нашего урока.
3. Изучение новой темы. - Живая природа разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ. Каковы причины этих трагедий?
Ответы участников:
- Старость, болезни, уничтожают хищники, паразитизм, катастрофы, недостаток пищи, антропогенное воздействие.
Жизнь на Земле зародилась миллионы лет назад. В процессе эволюции одни организмы сменялись другими. Почему те организмы, которые жили в далекие времена, похожи на ныне живущие организмы? (например, ящерица гаттерия существует со времен динозавров). Каков механизм передачи наследственной информации от предков к потомству?-
Вопрос: Благодаря какому универсальному свойству организмов
жизнь на Земле продолжается?
Что такое размножение? Какие формы размножения вам известны? (Ответы)
Размножение или репродукция - уникальное свойство всех живых организмов, способность создавать себе подобных. Благодаря размножению жизнь на нашей планете существует и продолжается, именно в размножении заключается смысл жизни любого живого организма.
Учитель: Как вы думаете, какие задачи стоят сегодня перед нами? Что мы должны узнать нового? (ответы).
Учитель: Итак, размножение – воспроизведение себе подобных. Какие 2 формы размножение вам известны из изучения предыдущих курсов изучения биологии? Какова же тема нашей конференции?
- Запишите число и тему в ваших научных исследованиях.
В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Благодаря этому уникальному свойству всех живых организмов жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого живого организма. Про этот процесс ещё говорят « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» (К. Паустовский) (Слайд №2)
Это - один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается (слайд №3)
Учитель: Что лежит в основе размножения? (деление клетки)
Учитель: Какое размножение называют бесполым?
Бесполое размножение – это способ размножения организмов, при котором начало новым особям дает одна или несколько соматических клеток материнского организма.
(объяснение слова соматические - Соматические клетки (др.-греч. Σῶμα — тело) — клетки, составляющие тело (сому) многоклеточных организмов и не принимающие участия в половом размножении. Таким образом, это все клетки, кроме гамет). Бесполое размножение в ходе эволюции возникло очень рано. В основе его лежит деление клетки путем митоза. Благодаря митозу поддерживается постоянство числа хромосом в клеточных поколениях, т.е. дочерние клетки получают такую же генетическую информацию, которая содержится в ядре материнской клетки, тем самым обеспечивается однородность потомства.
(слайд №5)
- принимает участие одна особь
- без участия половых клеток
-в основе митоз
-дочерние организмы – копия материнского
Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?(ответы)
-деление клетки, спорообразование, вегетативный, почкование, фрагментация
Учитель: Дадим краткую характеристику каждого способа размножения. Давая характеристику каждому способу, вы заполняете таблицу в ваших исследованиях. Что лежит в основе каждого способа?
- Начнем с одноклеточных организмов. Какие способы бесполого размножения одноклеточных организмов вам известны?
Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась. Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Чрезмерное увеличение объёма клеток было предотвращено способностью к делению. Вывод: в основе всех этих способов размножения лежит деление клетки.
. Наряду с бесполым размножением возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни организмов, что будет показано на следующем уроке.
4. Работа над новым материалом. Исследование.
Способы бесполого размножения
1. Деление клетки
а) простое бинарное деление (прокариоты)- слайд №7
б) митоз(простейшие, одноклеточные водорсли) — слайд №8
в) множественное деление, или шизогония (малярийный плазмодий, трипаносомы) — слайд №9
Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся.
Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие..
2. Спорообразование
Слайд №10 (проблемный вопрос). Осуществляется посредством спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споры – специализированные клетки, образуются в особых органах спорангиях (мхи, лишайники, грибы). У высших растений образованию спор, предшествуют мейоз (хвощи, плауны, папоротники). - слайд №11.
Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники (слайд №12)
3. Почкование.
Слайд №13 – что в чёрном ящике? (как вы думаете, о каком виде бесполого размножения говорится?).
Слайд №14. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.
Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории. - слайд №15, №16
4. Вегетативное размножение.
Слайд №17.Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).
У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма (губки кишечнополостные).
Герань, ландыш, крапива, традесканция, бегония, узамбарская фиалка, сансевьера, луковичное растение.
5. Фрагментация
Слайд №18. Фрагментация - способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации. Если мы нечаянно разделим медузу или червя, то, что произойдет? Правильно восстановление частей тела утраченных. И называется это- регенерация.
Можем резать гидру смело
Восстановит свое тело
Это не сенсация
А регенерация.
кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея.
6.Полиэмбриония
Слайд №19. Полиэмбриония – способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион.
Этот способ размножения происходит во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей – близнецов (однояйцовые близнецы у человека). Потомство всегда одного пола.
Учитель: Размножаться вегетативно как было сказано выше могут и животные?
В чём же преимущество бесполого размножения? - быстрое увеличение численности
Недостаток?- не обеспечивает выживания в непостоянной среде.
5. Физкультминутка.
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю отдохнуть. Под весёлую музыку в исполнении В.Высоцкого мы с вами немного потанцуем (движения произвольные) — слайд № 20.
6. Продолжение работы над новым материалом. Клонирование.
Учитель: НА улице 21 век и наука не стоит на месте, разум человека ищет способы продлить не только человеческую жизнь, но и воспроизвести виды живых организмов, живших миллионы лет назад. Есть искусственный способ бесполого размножения животных ?-КЛОНИРОВАНИЕ. Что это такое? (слайд № 21)
Учитель: Об этом нам расскажет Морозов Константин, у него было задание найти информацию о возникновении клонирования.
Клонирование - выращивание целой особи из соматической клетки, образование идентичных потомков (клонов)
Пример овца Долли (сообщение ученика)
7. Закрепление.
- А сейчас давайте поиграем в игру
1) Игра «Лото»
Учащимся раздаются карточки–лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения) Слайд №21
2) Игра «Верю - не верю!»
3) - А сейчас, чтобы закрепить наши научные познания в области бесполого размножения, по данной теме, Вы выполните небольшой тест . Эти работы будут считаться защитой ваших открытий. Подпишите свои «научные работы» и приступайте к выполнению задания.
Выполнение теста по теме. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь листочками, попробуйте проверить работу коллеги и оценить выполненное задание, если сможете. Если затрудняетесь поставить оценку, то просто подпишите, кто проверил, а я потом посмотрю и ваши работы, и тех, кто проверял. Так можно заработать дополнительные баллы.
4) Составление синквейна по теме.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели бесполое размножение - его преимущества и недостатки. Так же мы знаем преимущества полового размножения. Но у меня возник вопрос при подготовке к уроку.
Вопрос:
«Почему в эволюционном развитии организмов один тип размножения не вытеснил другой?» (ответы)
У большинства низших одно- и многоклеточных организмов бесполое размножение может чередоваться с половым. При этом характерно, что бесполое размножение осуществляется тогда, когда организм находится в благоприятных для него условиях. При ухудшении условий организм переходит к половому размножению.
Вывод :
Бесполое размножение позволяет быстро увеличивать численность вида в благоприятных условиях. Но при таком способе размножения все потомки имеют абсолютно такой же генотип, как и родительская особь: ведь они развиваются из клеток тела этой особи. Следовательно, при бесполом размножении не происходит увеличения генетического разнообразия, которое может оказаться очень полезным при изменении условий существования вида. Вот по этой причине подавляющее большинство живых организмов на Земле периодически или постоянно размножается половым путем.
8. Подведение итогов.
Учитель: А сейчас давайте, попробуем подвести итоги нашей конференции. О каких видах бесполого размножения мы сегодня говорили? (Слайд № 23). Что такое размножение? (слайд №24). Какое же значение имеет бесполое размножение? Ваши предложения.
Биологическое значение бесполого размножения заключается в том, что этот тип размножения позволяет сохранить неизменными свойства вида. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются значительно быстрее, чем появившиеся путем полового размножения. Они быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее расселяются на больших территориях.
(Широко используется бесполое размножение в практической деятельности человека. Например, в сельском хозяйстве для размножения растений с набором признаков, полезных для человека активно применяется черенкование плодовых деревьев и кустарников, клубнями картофеля, усами – землянику и другие культуры. Это очень выгодно, так как за короткое время можно умножить количество полезных растений и получить урожай овощей и плодов) (Слайд № 25)
9. Домашннее задание. П. 3.1 – прочитать, ответить на вопросы. По желанию – написать эссе – «Клонирование- за и против» (Слайд № 26).
10. Рефлексия: - Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
11. Оценивание.
Мы сегодня плодотворно поработали, я благодарю вас за активное участие в конференции. Но каждая работа должна быть оценена. Я предлагаю вам открыть дневники, и пусть каждый из вас сам поставит себе оценку за работу.
До свидания! Урок окончен!
Приложение №1
Игра «Верю — не верю!» (Работает весь класс одновременно: «да» – поднимают руку, «нет» — не поднимают)
Спорообразование характерно для гидры. -
Зелёная эвглена размножается путём деления клетки. +
При бесполом размножении участвует одна особь. +
Мхи и папоротники размножаются почкованием. -
При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов. –
Для простейших характерно деление пополам. +
Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных. +
Гидра размножается почкованием. +
Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +
Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов?-
При бесполом размножение все дочерние особи являются точной копией материнской?+
Приложение 2
Тест по теме «Бесполое размножение»
А1. При бесполом размножении:
Родитель только один
Родителей двое
Один и тот же организм выполняет роль обоих родителей
Родителей совсем нет
А2. Бесполое размножение происходит:
С участием половых клеток
Без участия половых клеток
Только с помощью спор
Только путем почкования
А3. Почкованием размножается
Гидра
Эвглена зеленая
Дождевой червь
Сыроежка
А4. Спора состоит из
Одной клетки
Двух клеток
Четырех клеток
Большого количества клеток
А5. При почковании многоклеточного организма с 12 хромосомами в ядрах клеток молодого организма будет:
6 хромосом
12 хромосом
18 хромосом
24 хромосомы
А6. Делением размножается
Белый гриб
Майский жук
Эвглена зеленая
Стрекоза
А7. Процесс пересадки части побега одного растения на другое и их сращивание – это размножение
Прививкой
Побеговыми черенками
Отводками
С помощью выводковых почек
А8. Вегетативное размножение встречается в природе:
У растений и низших позвоночных
Только у растений
У растений и позвоночных животных
Как правило, у высших животных
А 9. В результате размножения изменяются
Размеры организма
Численность организма
Масса организма
Форма организма
А10. Тюльпаны размножаются
Клубнями
Луковицами
Черенками
Отводками
В1. Распределите правильно организмы и способы их размножения
Дрожжи А. Деление
Грибы Б. Почкование
Простейшие В. Вегетативное размножение
Растения Г. Размножение спорами
Составление синквейна по теме, если останется время
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами)
Четвёртая строка — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувств одной фразой)
Последняя строка — это синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.