СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Буквы Жж-Шш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 1 класса общеобразовательной школы по предмету "Литературное чтение". Класс занимается по УМК "Гармония". К данному уроку выполнена презентация из двадцати четырех слайдов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буквы Жж-Шш"»

Мачнева Людмила Альбертовна

Литературное чтение. 1 класс

Тема: «Буквы Ж ж» (Слайд 1)

Планируемые результаты:

Предметные:

  • под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе моделей букваря;

  • разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;

  • различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

  • выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность;

  • слышать звуки слова и выделять их в указанной позиции. Узнавать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных.

УУД

Познавательные:

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;

  • классифицировать, делать выводы

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • выполнять учебные действия в громкоречевой форме.

Коммуникативные:

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • использовать речь для регуляции своего действия.



Личностные:

  • готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

  • формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Ход урока:

  1. Орг. момент

Чтобы хорошо учиться,

Нужно каждый день трудиться.

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти. (Слайд 2)

Сегодня на уроке нас ждут открытия. Только нужно быть очень внимательными, чтобы их не пропустить, вовремя заметить.

  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

  1. – Послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется:

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое…

Кто это – гном?

Ш – ш – ш! Там за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина. (Слайд 3)

  • Какой же звук повторяется чаще всего? (Ответы детей)

  • Верно, это звук [ш].

  • Вспомните, в каких словах вы услышали этот звук? (Ответы детей) (Слайд 4)

  • Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.) (Слайд 5)

(На слайде – условное обозначение для звука [ш ] )

  • А обозначается на письме это звук буквой…(ша)

  1. Работа по теме урока.

  1. Знакомство с новым звуком [ж ] и буквами Ж ж

А теперь послушайте загадку (Слайд 6):

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из вас, конечно, прав,

Кто узнал, что он …( жираф ) (Слайд 7)

  • Молодцы, правильно! А какой звук мы слышим в начале слова « жираф»? (Звук [ж ] ) (Слайд 8)

  • Дайте характеристику этому звуку. (Он согласный, твёрдый, звонкий)

  • Молодцы! А обозначается на письме этот звук буквой Ж.

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её не растопит уже. (Слайд 9)

  1. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

  • Кто же из вас догадался, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Ответы детей)

  • Какую учебную задачу перед собой поставим?

  1. Соотношение артикуляции звуков, вывод.

  • Вопрос для самых внимательных: что интересного вы заметили, анализируя звуки [ж ] и [ ш]? (Они парные по глухости – звонкости)

  • Почему для нас важно это знать? (Этим согласным в конце слова доверять нельзя, легко ошибиться при письме) (Слайд 10)

  1. Чтение по слоговой таблице (Слайд 11-12).



Ю




Ю


А




А



И




И

Ж

О



Ш

О



Е




Е


У




У




Ё




Ё



  • Почему даже с гласными, которые обозначают мягкость предшествующего согласного, мы читаем твёрдо? (Потому, что звуки [ж] и [ш ] всегда твёрдые.)

  • Каких гласных не обнаружили в таблице? (Гласных Э, Ы, Я)

  • С гласными Э и Я в сочетаниях с ж и ш в русском языке практически нет слов, а с буквой ы буква ш вообще не дружит. Какое правило мы уже знаем? (Под ударением ши пиши с буквой и )

  • Как вы думаете, для буквы ж это правило будет действовать? (Да)

Физкультминутка (Слайд 13)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём.

  1. Работа с материалами учебника.

  1. «Ловушка»

  • Откройте буквари на стр.52

  • Кого мы видим на верхнем рисунке? ( это жук и шмель) (Слайд 14)

  • Внимательно посмотрите на звуковые схемы? Что заметили? ( Схемы перепутали. Первая должна быть под рисунком шмеля, а вторая – под рисунком жука)

  • Какую звуковую карточку вставим в 1 схему? А во 2? (Слайд 15)

  • Какие буквы вставим в 1 схему? А во вторую? (Слайд 16)

  • А теперь поменяем их местами. (Слайд 17)

  • Молодцы!

  1. Чтение пар слов. Что изменилось?

(Обращаем внимание на значения слов, поясняем, если значение неясно.) (Слайд 18)

  • Что такое «шаль»? (Большой вязаный или тканый платок, часто с ярким набивным рисунком)

  • Что такое «жесть»? (Очень тонкое листовое железо)

  1. Читай внимательно! Составь предложение. (Слайд 19)

шалила – жалила – жарила – ужалила

(слова отвечают на вопрос «Что делала?»)

  • Почему слова «Женя» и «Жанна» написаны с большой буквы? (Это имена)

Попробуйте составить предложение со словами «Женя», «Жанна» и «оса».

  • Какое это будет предложение? (Вопросительное)

  • Подумайте, что делала Женя? Жанна? Оса? (Дети составляют предложения: Женя сегодня шалила? Жанна жарила котлеты? Оса ужалила Женю или Жанну?)

  1. Наблюдение за однокоренными словами (Слайд 20).

  • Прочитайте слова в левом столбике. Что заметили? С помощью какого слова можно объяснить всю семью слов? (С помощью слова «дружба»)

  • А что такое дружба? Почему надо дружить?(Ответы детей)

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Знатоки слов» (Слайд 21)

жаркий

шалаш

жираф

Шура

журавль

шоколад

крыжовник

шёпот

жонглёр

шорох

жёлтый

шесть

  • Я буду называть значение слов, а вы находите слово на слайде, поднимаете руку и читаете его.




  • Имя мальчика (Шура)

  • Лакомство (шоколад)

  • Ягода (крыжовник)

  • Тихий звук (шорох)

  • Очень тёплый день (жаркий)

  • Птица (журавль)

  • Цвет (жёлтый)

  • Тихий разговор (шёпот)

  • 5+1= (шесть)

  • Дом из веток (шалаш)

  • Животное с длинной шеей (жираф)

  • Молодцы!

  1. Игра – сценка «Жук и Жужелица» (Слайд 22)

  • Посмотрите сценку, постарайтесь запомнить как можно больше слов, где встретилась наша именинница – буква Ж.

Жил – был жесткокрылый Жук.

Жила – была жеманная Жужелица.

- Жарко! – жаловалась Жужелица.

- Жив – здоров! – жужжал Жук.

- Жаба! – жалась Жужелица.

- Жив – здоров! – живо жужжал Жук.

- Жёлуди желтеют! – жалела Жужелица.

- Жив – здоров! – жужжал Жук.

  • Назовите слова с нашей именинницей – буквой Ж. (Ответы детей)

  1. Рефлексия.

  • Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?

  • Удалось ли нам её выполнить?

  • Что было самым интересным?

  • Что было самым трудным?

  • Как сделать, чтобы это трудное стало понятным?

  • Оцените своё настроение в конце урока.