Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буквы Жж-Шш"»
Мачнева Людмила Альбертовна
Литературное чтение. 1 класс
Тема: «Буквы Ж ж» (Слайд 1)
Планируемые результаты:
Предметные:
под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе моделей букваря;
разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность;
слышать звуки слова и выделять их в указанной позиции. Узнавать буквы для обозначения этих звуков, запоминать облик и названия букв. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных.
УУД
Познавательные:
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
классифицировать, делать выводы
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
выполнять учебные действия в громкоречевой форме.
Коммуникативные:
Личностные:
готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Ход урока:
Орг. момент
Чтобы хорошо учиться,
Нужно каждый день трудиться.
С ленью нам не по пути,
К знаниям будем мы идти. (Слайд 2)
Сегодня на уроке нас ждут открытия. Только нужно быть очень внимательными, чтобы их не пропустить, вовремя заметить.
Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
– Послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще всего повторяется:
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое…
Кто это – гном?
Ш – ш – ш! Там за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина. (Слайд 3)
Какой же звук повторяется чаще всего? (Ответы детей)
Верно, это звук [ш].
Вспомните, в каких словах вы услышали этот звук? (Ответы детей) (Слайд 4)
Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.) (Слайд 5)
(На слайде – условное обозначение для звука [ш ] )
Работа по теме урока.
Знакомство с новым звуком [ж ] и буквами Ж ж
А теперь послушайте загадку (Слайд 6):
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас, конечно, прав,
Кто узнал, что он …( жираф ) (Слайд 7)
Дайте характеристику этому звуку. (Он согласный, твёрдый, звонкий)
Молодцы! А обозначается на письме этот звук буквой Ж.
Стала снежинка
Буквою Ж.
Солнце её не растопит уже. (Слайд 9)
Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Кто же из вас догадался, с какой темой мы сегодня познакомимся? (Ответы детей)
Какую учебную задачу перед собой поставим?
Соотношение артикуляции звуков, вывод.
Вопрос для самых внимательных: что интересного вы заметили, анализируя звуки [ж ] и [ ш]? (Они парные по глухости – звонкости)
Почему для нас важно это знать? (Этим согласным в конце слова доверять нельзя, легко ошибиться при письме) (Слайд 10)
Чтение по слоговой таблице (Слайд 11-12).
| | Ю | | | | Ю |
| А | | | | А | |
| | И | | | | И |
Ж | О | | | Ш | О | |
| | Е | | | | Е |
| У | | | | У | |
| | Ё | | | | Ё |
Почему даже с гласными, которые обозначают мягкость предшествующего согласного, мы читаем твёрдо? (Потому, что звуки [ж] и [ш ] всегда твёрдые.)
Каких гласных не обнаружили в таблице? (Гласных Э, Ы, Я)
С гласными Э и Я в сочетаниях с ж и ш в русском языке практически нет слов, а с буквой ы буква ш вообще не дружит. Какое правило мы уже знаем? (Под ударением ши пиши с буквой и )
Как вы думаете, для буквы ж это правило будет действовать? (Да)
Физкультминутка (Слайд 13)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
Работа с материалами учебника.
«Ловушка»
Откройте буквари на стр.52
Кого мы видим на верхнем рисунке? ( это жук и шмель) (Слайд 14)
Внимательно посмотрите на звуковые схемы? Что заметили? ( Схемы перепутали. Первая должна быть под рисунком шмеля, а вторая – под рисунком жука)
Какую звуковую карточку вставим в 1 схему? А во 2? (Слайд 15)
Какие буквы вставим в 1 схему? А во вторую? (Слайд 16)
А теперь поменяем их местами. (Слайд 17)
Молодцы!
Чтение пар слов. Что изменилось?
(Обращаем внимание на значения слов, поясняем, если значение неясно.) (Слайд 18)
Что такое «шаль»? (Большой вязаный или тканый платок, часто с ярким набивным рисунком)
Что такое «жесть»? (Очень тонкое листовое железо)
Читай внимательно! Составь предложение. (Слайд 19)
шалила – жалила – жарила – ужалила
(слова отвечают на вопрос «Что делала?»)

Попробуйте составить предложение со словами «Женя», «Жанна» и «оса».
Какое это будет предложение? (Вопросительное)
Подумайте, что делала Женя? Жанна? Оса? (Дети составляют предложения: Женя сегодня шалила? Жанна жарила котлеты? Оса ужалила Женю или Жанну?)
Наблюдение за однокоренными словами (Слайд 20).
Закрепление изученного материала.
Игра «Знатоки слов» (Слайд 21)
жаркий | шалаш |
жираф | Шура |
журавль | шоколад |
крыжовник | шёпот |
жонглёр | шорох |
жёлтый | шесть |
Игра – сценка «Жук и Жужелица» (Слайд 22)
Жил – был жесткокрылый Жук.
Жила – была жеманная Жужелица.
- Жарко! – жаловалась Жужелица.
- Жив – здоров! – жужжал Жук.
- Жаба! – жалась Жужелица.
- Жив – здоров! – живо жужжал Жук.
- Жёлуди желтеют! – жалела Жужелица.
- Жив – здоров! – жужжал Жук.
Рефлексия.
Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли нам её выполнить?
Что было самым интересным?
Что было самым трудным?
Как сделать, чтобы это трудное стало понятным?
Оцените своё настроение в конце урока.